О синих "червонцах", оранжевых "кабанчиках" и неожиданном счастье (сентябрь 2008 г.)
- О синих "червонцах", оранжевых "кабанчиках" и неожиданном счастье (сентябрь 2008 г.)О синих "червонцах", оранжевых "кабанчиках" и неожиданном счастье (сентябрь 2008 г.)Наша команда представляет "тепловозную" ветвь многочисленной армии любителей рельсового транспорта.
Мы стараемся объединяться с теми из них , кому тепловозы небезразличны, а приближающейся звук дизеля вызывает радостное волнение. Чувства, испытываемые при прохождении мимо тебя многотонного дизельного гиганта, не передать одним словом.
Наши любимые места препровождения - как правило, неэлектрифицированные однопутки с довольно интенсивным движением. Мы можем часами бродить по перегонам, ожидая прохода локомотива. Вот открывается входной сигнал, сердце начинает учащенно биться… Вот раздается свисток (тифон), приближается шум дизеля. Вот ОН проходит мимо нас, и мы запечетлеваем его. Чувства, испытываемые при прохождении мимо тебя многотонного дизельного гиганта, не передать одним словом.
Очень точно выразился один заядлый тепловозный фанат: "Лучшие ощущения, когда стоишь на перегоне, заняв удачную позицию для съемки, а вдалеке едет тепловоз".
Мы объехали и еще объездим много «тепловозных» мест. В представленных ниже путевых заметках делимся своими впечатлениями и рассуждениями.В июле 2008 г. мы с моим коллегой Николаем Максимовым поехали в Иваново. ТЧ Иваново - одно из крупнейших депо Северной магистрали мне впервые удалось посетить в мае 2006 г. На этот раз наша цель - перегоны. Не посетить этот тепловозный край, где среди красивых хвойных лесов пролегает дорога с интересным профилем, было бы глубоким упущением.
Отправление из Столицы - как обычно, с Ярославского вокзала поездом 661. В Александрове происходит смена локомотива - московский электровоз уступает дорогу ивановскому тепловозу. Здесь нас ждал первый сюрприз: вместо ставшего привычным на этом направлении в предыдущие два года ТЭП70 к составу подали "половинку" 2ТЭ10Утк-0010. Он-то и доставил нас рано утром в Иваново. Характерно, что и обратно нас также везла половинка 2ТЭ10Утк. Местные ТЭП70 в основном работают сейчас на направлениях Иваново - Ковров, Иваново - Ярославль. Располовиненные "десятки" водят пассажирские поезда по
всей Северной дороге, деля эту работу с "семидесятками". До появления в депо
Иваново последних именно "десятки" работали с ивановским и кинешемским поездами. Сейчас к ним вновь вернулись. Чем это объясняется - выяснить не удалось. Что же касается условий движения, то для выдерживания времени хода мощности в три тысячи лошадей и хороших разгонных характеристик "половинки" вполне хватает. Скорость движения у обоих серий локомотивов здесь примерно одинаковая.
ТЭ10У — последняя модификация железного долгожителя серии ТЭ10. Локомотив предназначен для работы в пассажирском движении. Тепловозы оснащены редукторами на 120км/ч и ЭПТ.В депо Иваново (ТЧ-5 Северной дороги) есть как 2ТЭ10Утк, прошедшие модернизацию и оборудованные коломенскими четырехтактными дизелями (5Д49), так и 2ТЭ10Ут со старыми харьковскими "двухтактниками" 10Д100(М). Последних мы не встретили ни одного. Вероятно, все они откомандированы - работают в Рыбинске и Костроме. Ивановские 2ТЭ10Ут сохранили старый вариант окраски - красный, а все здешние "Утк" - синие и сине-голубые, цвета "северного сияния". Впервые такую окраску получили печорские и воркутинские машины. Говорят, сейчас их обратно в красный перекрашивают.А.Б. Вульфов как-то раз рассказал об отношении ивановских бригад к технике. Когда в Иваново передавали тепловозы 2ТЭ10Ут из Няндомы, на них было страшно смотреть. Все грязные, в кабинах вместо кресел — фанера... Ивановцы их привели в хорошее состояние и закрепили за локомотивными бригадами: и снаружи, и внутри — чистота, порядок. Один лишь пример: в дизельном трубопроводы воды, топлива и масла окрашены в разные цвета, чтобы при необходимости долго не искать. Вот что значит — качественно относиться к технике...В восьмом часу подали поезд "Иваново - Ярославль". На нем мы решили выехать на один из самых оживленных перегонов в этих краях. В составе поезда - несколько купейных вагонов сообщением "Иваново - Адлер". Первый раз встречаю такое, чтобы вагоны дальнего следование включали в пригородный! В Ярославле их перецепляют к другому поезду.
Подают тепловоз - ТЭП70-0558. Этот локомотив, как и большинство других ивановских "семидесяток", окрашен необычно. Прежние остались только крыша (светло-серая) и желтые полосы посредине кузова. Основными цветами стали оранжевый и коричневый. Так, пространство вокруг окон дизельного помещения и кабины стало оранжевым. В районе жалюзей, а также под желтой полосой тепловоз получил коричневый цвет. Тележки и топливный бак - черные.
Лок блестит весь - начистили "кабанчика"! Все пассажирские машины - и ТЭП70, и 2ТЭ10Утк в ТЧ-5 закреплены за бригадами и поддерживаются надлежащим образом.
ТЭП70-0561 и некоторые другие (например, 0576) имеют сине-желто-красную окраску кузова. Один человек из Молдавии, увидев фото одного из этих тепловозов, решил, что ТЭП70 появились у них.Такая окраска сильно напоминает цвета национального флага, в них окрашены молдавские троллейбусы.
Все здешние ТЭП70 и 2ТЭ10У(т) получили новый логотип. В ближайшем будущем планируется весь подвижной состав таким пометить. На что руководство деньги тратит? Лучше бы машинистам и ремонтникам нормальную зарплату платили!
Линия Иваново - Ярославль, также как и другие направления Ивановского отделения, представляет собой однопутную дорогу с разъездами.
В качестве конечного пункта мы выбрали станцию Фурманов, поскольку это место считается популярным среди любителей. Проехав Строкино, стали "клевать носом". Решили, не доезжая до Фурманова, выйти на первой станции после Строкино. Эта станция - Ермолино, здесь развилка на Кинешму. Фотографируем
наш коричнево - оранжевый "кабанчик", затем - синий ЧМЭ3.Проходим около километра в сторону Ярославля и - о Mamma Mia! - нашим
взорам открывается такая картина... На территории, огороженной деревянным забором, стояли "Э", "Лебедянки", ТЭП10, ЧС4 и ТЭП60!
Это - База Запаса Ермолино. Признаюсь, я как-то раз слышал о том, что недалеко от Иванова есть База запаса, однако оказался там совершенно неожиданно. Здесь мы узнали, что некоторые единицы подвижного состава находятся на базе по инициативе Председателя ВОЛЖД А.Б. Вульфова.ТЭП60 вызывали у нас наибольший интерес. Для меня этот локомотив - символ далекого детства. Помню, как впервые увидел эти тепловозы в Волгограде более двадцати лет тому назад. Багровые красавцы, проезжая мимо меня с характерным "бубуканьем", разбудили во мне особые чувства к железной дороге. ТЭП60 встречались мне на многих станциях и перегонах нашей необъятной Родины. А Николай впервые видел эти легендарные машины, поэтому был несказанно счастлив.
"Эх, застать бы их горячими!".
ТЭП60-0904 в прошлом работал на Приволжской дороге - сначала в Саратове, затем в депо Сенная с пригородными. Какое-то время находился в Сенной на местной БЗ. В Ермолино передан недавно. Тепловоз хорошо сохранился. На месте все органы управления и приборы, включая скоростемер и радиостанцию. Дизель, главный генератор, ТЭД - все есть! Высоковольтная камера лишь немного не в порядке. Восстановив ее и проведя освидетельствование другого оборудования, тепловоз можно отправлять в поездку. ТЭП10, работавший ранее в депо Муром, также в хорошем состоянии. Алексей Борисович Вульфов говорил о возможности проведения ретротуров не только с паровозами (что сейчас практикуется), но и применять здесь раритетные электровозы и тепловозы. К сожалению, это предложение не нашло поддержки. Да и с паровозными турами много неопределенностей.
Другая "шестидесятка" - это двухсекционный 2ТЭП60-0061-0066 (разные секции), передан в Ермолино из Кеми Октябрьской дороги. "Двойной" выглядит удручающе. Судьба его окончательно не решена. А ведь такой локомотив - находка для любого музея! 2ТЭП60 было выпущено немного, и тем более непонятна реакция некоторых музейных деятелей на предложения о возможном размещении у них такого образца". "Если у нас есть ТЭП60 - зачем нам такой же тепловоз, занимающий вдвое больше места" - констатировал один известный человек. К сожалению, плохо у нас относятся к техническому наследию...На линии Иваново - Ярославль мы встретили немало 2ТЭ10В. Среди них - 2ТЭ10В-3391 с ромбовидной табличкой завода-изготовителя. "Ромбы" устанавливались Ворошиловградским заводом до 1977 г.
Также на дороге много 2ТЭ10М-К. Все встреченные нами ивановские "Эмки" вместо старых 10Д100 оборудованы современными высокоэкономичными
четырехтактными дизелями 1А-5Д49 исполнения 3 - схожими с теми, что установлены на 2ТЭ116. Два года назад "эмкашек" в Иваново было меньше, в основном работали обычные 2ТЭ10М. Теперь же прогресс, как говорится, налицо.
"Вэшки", ресурс которых практически выработан, не подвергаются модернизации. Предполагается, что скоро Северная дорога получит большое количество новых
тепловозов 2ТЭ25К производства БМЗ. Несколько таких машин проходят обкатку в депо Печора. С новинками возникли проблемы, из-за которых программа обновления тепловозного парка все время корректируется. Думаю, что 2ТЭ10В прослужат здесь еще ни один год.
Пронеслось несколько "семидесяток". Среди них встретилось несколько машин в традиционной, красной окраске. Это ТЭП70 Октябрьской магистрали. Они возят поезда по направлению Бологое - Рыбинск - Иваново. По станции Рыбинск меняются локомотивные бригады. Один из поездов, встреченных нами под "октябрьским" ТЭП70-0041 - "Иваново - С-Петербург".
Вообще, здесь настоящий тепловозный рай.
Чего-то не хватает... Конечно, "старинных" "трешек" и "луганок". Они бы очень украсили и без того красивую картину. В Иваново эти машины проработали очень долго, последние списаны в конце девяностых. Многие ТЭ3 были закреплены за бригадами. Благодаря этому они, проработав по 35 лет, продолжали оставаться в идеальном состоянии.В семь вечера подошел пригородный "Ярославль - Иваново". В его составе - также несколько вагонов дальнего следования, с Юга. Этот поезд, ведомый ТЭП70-0561, на котором депо приписки почему-то не указано, доставил нас в Иваново. Далее нас ждала дорога домой.Алексей Егоров
Мы стараемся объединяться с теми из них , кому тепловозы небезразличны, а приближающейся звук дизеля вызывает радостное волнение. Чувства, испытываемые при прохождении мимо тебя многотонного дизельного гиганта, не передать одним словом.
Наши любимые места препровождения - как правило, неэлектрифицированные однопутки с довольно интенсивным движением. Мы можем часами бродить по перегонам, ожидая прохода локомотива. Вот открывается входной сигнал, сердце начинает учащенно биться… Вот раздается свисток (тифон), приближается шум дизеля. Вот ОН проходит мимо нас, и мы запечетлеваем его. Чувства, испытываемые при прохождении мимо тебя многотонного дизельного гиганта, не передать одним словом.
Очень точно выразился один заядлый тепловозный фанат: "Лучшие ощущения, когда стоишь на перегоне, заняв удачную позицию для съемки, а вдалеке едет тепловоз".
Мы объехали и еще объездим много «тепловозных» мест. В представленных ниже путевых заметках делимся своими впечатлениями и рассуждениями.В июле 2008 г. мы с моим коллегой Николаем Максимовым поехали в Иваново. ТЧ Иваново - одно из крупнейших депо Северной магистрали мне впервые удалось посетить в мае 2006 г. На этот раз наша цель - перегоны. Не посетить этот тепловозный край, где среди красивых хвойных лесов пролегает дорога с интересным профилем, было бы глубоким упущением.
Отправление из Столицы - как обычно, с Ярославского вокзала поездом 661. В Александрове происходит смена локомотива - московский электровоз уступает дорогу ивановскому тепловозу. Здесь нас ждал первый сюрприз: вместо ставшего привычным на этом направлении в предыдущие два года ТЭП70 к составу подали "половинку" 2ТЭ10Утк-0010. Он-то и доставил нас рано утром в Иваново. Характерно, что и обратно нас также везла половинка 2ТЭ10Утк. Местные ТЭП70 в основном работают сейчас на направлениях Иваново - Ковров, Иваново - Ярославль. Располовиненные "десятки" водят пассажирские поезда по
всей Северной дороге, деля эту работу с "семидесятками". До появления в депо
Иваново последних именно "десятки" работали с ивановским и кинешемским поездами. Сейчас к ним вновь вернулись. Чем это объясняется - выяснить не удалось. Что же касается условий движения, то для выдерживания времени хода мощности в три тысячи лошадей и хороших разгонных характеристик "половинки" вполне хватает. Скорость движения у обоих серий локомотивов здесь примерно одинаковая.
ТЭ10У — последняя модификация железного долгожителя серии ТЭ10. Локомотив предназначен для работы в пассажирском движении. Тепловозы оснащены редукторами на 120км/ч и ЭПТ.В депо Иваново (ТЧ-5 Северной дороги) есть как 2ТЭ10Утк, прошедшие модернизацию и оборудованные коломенскими четырехтактными дизелями (5Д49), так и 2ТЭ10Ут со старыми харьковскими "двухтактниками" 10Д100(М). Последних мы не встретили ни одного. Вероятно, все они откомандированы - работают в Рыбинске и Костроме. Ивановские 2ТЭ10Ут сохранили старый вариант окраски - красный, а все здешние "Утк" - синие и сине-голубые, цвета "северного сияния". Впервые такую окраску получили печорские и воркутинские машины. Говорят, сейчас их обратно в красный перекрашивают.А.Б. Вульфов как-то раз рассказал об отношении ивановских бригад к технике. Когда в Иваново передавали тепловозы 2ТЭ10Ут из Няндомы, на них было страшно смотреть. Все грязные, в кабинах вместо кресел — фанера... Ивановцы их привели в хорошее состояние и закрепили за локомотивными бригадами: и снаружи, и внутри — чистота, порядок. Один лишь пример: в дизельном трубопроводы воды, топлива и масла окрашены в разные цвета, чтобы при необходимости долго не искать. Вот что значит — качественно относиться к технике...В восьмом часу подали поезд "Иваново - Ярославль". На нем мы решили выехать на один из самых оживленных перегонов в этих краях. В составе поезда - несколько купейных вагонов сообщением "Иваново - Адлер". Первый раз встречаю такое, чтобы вагоны дальнего следование включали в пригородный! В Ярославле их перецепляют к другому поезду.
Подают тепловоз - ТЭП70-0558. Этот локомотив, как и большинство других ивановских "семидесяток", окрашен необычно. Прежние остались только крыша (светло-серая) и желтые полосы посредине кузова. Основными цветами стали оранжевый и коричневый. Так, пространство вокруг окон дизельного помещения и кабины стало оранжевым. В районе жалюзей, а также под желтой полосой тепловоз получил коричневый цвет. Тележки и топливный бак - черные.
Лок блестит весь - начистили "кабанчика"! Все пассажирские машины - и ТЭП70, и 2ТЭ10Утк в ТЧ-5 закреплены за бригадами и поддерживаются надлежащим образом.
ТЭП70-0561 и некоторые другие (например, 0576) имеют сине-желто-красную окраску кузова. Один человек из Молдавии, увидев фото одного из этих тепловозов, решил, что ТЭП70 появились у них.Такая окраска сильно напоминает цвета национального флага, в них окрашены молдавские троллейбусы.
Все здешние ТЭП70 и 2ТЭ10У(т) получили новый логотип. В ближайшем будущем планируется весь подвижной состав таким пометить. На что руководство деньги тратит? Лучше бы машинистам и ремонтникам нормальную зарплату платили!
Линия Иваново - Ярославль, также как и другие направления Ивановского отделения, представляет собой однопутную дорогу с разъездами.
В качестве конечного пункта мы выбрали станцию Фурманов, поскольку это место считается популярным среди любителей. Проехав Строкино, стали "клевать носом". Решили, не доезжая до Фурманова, выйти на первой станции после Строкино. Эта станция - Ермолино, здесь развилка на Кинешму. Фотографируем
наш коричнево - оранжевый "кабанчик", затем - синий ЧМЭ3.Проходим около километра в сторону Ярославля и - о Mamma Mia! - нашим
взорам открывается такая картина... На территории, огороженной деревянным забором, стояли "Э", "Лебедянки", ТЭП10, ЧС4 и ТЭП60!
Это - База Запаса Ермолино. Признаюсь, я как-то раз слышал о том, что недалеко от Иванова есть База запаса, однако оказался там совершенно неожиданно. Здесь мы узнали, что некоторые единицы подвижного состава находятся на базе по инициативе Председателя ВОЛЖД А.Б. Вульфова.ТЭП60 вызывали у нас наибольший интерес. Для меня этот локомотив - символ далекого детства. Помню, как впервые увидел эти тепловозы в Волгограде более двадцати лет тому назад. Багровые красавцы, проезжая мимо меня с характерным "бубуканьем", разбудили во мне особые чувства к железной дороге. ТЭП60 встречались мне на многих станциях и перегонах нашей необъятной Родины. А Николай впервые видел эти легендарные машины, поэтому был несказанно счастлив.
"Эх, застать бы их горячими!".
ТЭП60-0904 в прошлом работал на Приволжской дороге - сначала в Саратове, затем в депо Сенная с пригородными. Какое-то время находился в Сенной на местной БЗ. В Ермолино передан недавно. Тепловоз хорошо сохранился. На месте все органы управления и приборы, включая скоростемер и радиостанцию. Дизель, главный генератор, ТЭД - все есть! Высоковольтная камера лишь немного не в порядке. Восстановив ее и проведя освидетельствование другого оборудования, тепловоз можно отправлять в поездку. ТЭП10, работавший ранее в депо Муром, также в хорошем состоянии. Алексей Борисович Вульфов говорил о возможности проведения ретротуров не только с паровозами (что сейчас практикуется), но и применять здесь раритетные электровозы и тепловозы. К сожалению, это предложение не нашло поддержки. Да и с паровозными турами много неопределенностей.
Другая "шестидесятка" - это двухсекционный 2ТЭП60-0061-0066 (разные секции), передан в Ермолино из Кеми Октябрьской дороги. "Двойной" выглядит удручающе. Судьба его окончательно не решена. А ведь такой локомотив - находка для любого музея! 2ТЭП60 было выпущено немного, и тем более непонятна реакция некоторых музейных деятелей на предложения о возможном размещении у них такого образца". "Если у нас есть ТЭП60 - зачем нам такой же тепловоз, занимающий вдвое больше места" - констатировал один известный человек. К сожалению, плохо у нас относятся к техническому наследию...На линии Иваново - Ярославль мы встретили немало 2ТЭ10В. Среди них - 2ТЭ10В-3391 с ромбовидной табличкой завода-изготовителя. "Ромбы" устанавливались Ворошиловградским заводом до 1977 г.
Также на дороге много 2ТЭ10М-К. Все встреченные нами ивановские "Эмки" вместо старых 10Д100 оборудованы современными высокоэкономичными
четырехтактными дизелями 1А-5Д49 исполнения 3 - схожими с теми, что установлены на 2ТЭ116. Два года назад "эмкашек" в Иваново было меньше, в основном работали обычные 2ТЭ10М. Теперь же прогресс, как говорится, налицо.
"Вэшки", ресурс которых практически выработан, не подвергаются модернизации. Предполагается, что скоро Северная дорога получит большое количество новых
тепловозов 2ТЭ25К производства БМЗ. Несколько таких машин проходят обкатку в депо Печора. С новинками возникли проблемы, из-за которых программа обновления тепловозного парка все время корректируется. Думаю, что 2ТЭ10В прослужат здесь еще ни один год.
Пронеслось несколько "семидесяток". Среди них встретилось несколько машин в традиционной, красной окраске. Это ТЭП70 Октябрьской магистрали. Они возят поезда по направлению Бологое - Рыбинск - Иваново. По станции Рыбинск меняются локомотивные бригады. Один из поездов, встреченных нами под "октябрьским" ТЭП70-0041 - "Иваново - С-Петербург".
Вообще, здесь настоящий тепловозный рай.
Чего-то не хватает... Конечно, "старинных" "трешек" и "луганок". Они бы очень украсили и без того красивую картину. В Иваново эти машины проработали очень долго, последние списаны в конце девяностых. Многие ТЭ3 были закреплены за бригадами. Благодаря этому они, проработав по 35 лет, продолжали оставаться в идеальном состоянии.В семь вечера подошел пригородный "Ярославль - Иваново". В его составе - также несколько вагонов дальнего следования, с Юга. Этот поезд, ведомый ТЭП70-0561, на котором депо приписки почему-то не указано, доставил нас в Иваново. Далее нас ждала дорога домой.Алексей Егоров



Контакты
