Главная      Фотогалерея      Видео      Статьи      Новости      Обратная связь







главная - статьи - ЮГО-ВОСТОЧНАЯ САГА. ПОВОРИНО
ЮГО-ВОСТОЧНАЯ САГА. ПОВОРИНО

Впервые я оказался на станции Поворино в далеком 1986 году. Как сейчас помню: большая станция, много путей, локомотивов и вагонов. В депо стояли списанные «круглокабинные» тепловозы (ТЭ3), много «глазастых» (с круглыми фарами) электровозов (ВЛ80К). Особо запомнились бордовые тепловозы с закругленной кабиной, звездой под лобовым стеклом и характерным ревом дизеля - ТЭП60. Один из них, проезжая по станции, сильно дымил, уподобляясь своим паровым предкам.

ЮГО-ВОСТОЧНАЯ САГА.  ПОВОРИНО

Другое яркое впечатление оставил «тройной» зеленый тепловоз с прожекторами, расположенными ниже стекол кабин. Тогда я еще не знал, что по этой причине его кличут «фантомасом», тем более не ведал, что это за серия – ТЭ10 или 2ТЭ116. Когда наш скорый поезд стоял на станции, «тройник» подцепился к грузовому составу. Скорее всего, это был «СТО ШЕСТНАДЦАТЫЙ»…

Спустя четверть века я подробно познакомился с поворинским депо, посетив его, так сказать, с неофициальным визитом. Локомотивное депо Поворино (раньше обозначалось ТЧ-9) выполняет грузовую и пассажирскую работу на однопутном участке Поворино – Грязи (237 км). До конца семидесятых годов прошлого века основными тепловозами были ТЭ3, затем пришли более мощные 2ТЭ116. Раньше депо занималось исключительно грузовой работой, участки обслуживания были до Филонова, южнее (это уже Приволжская дорога), и до Жердевки. В Жердевке поворинские тепловозы отцеплялись, передавав эстафету машинам депо Грязи (ТЧ-7). В Грязях был свой парк, включавший 2ТЭ116 и ТЭП60. «Шестидесятки» обслуживали пассажирское движение на всем протяжении Грязи – Поворино, а также пригородные перевозки. В девяностые годы весь участок отдали Поворину. 2ТЭ116 из ТЧ-9 стали работать и с грузовыми, и с пассажирскими поездами, а ТЭП60 из ТЧ-7 до 2005 года продолжали использоваться в пригородной работе. Грузовые тепловозы из ТЧ-7 в конце девяностых отправили в другие депо. Кроме направления Поворино – Грязи, 2ТЭ116 из ТЧ-9 обслуживают участок Таловая – Калач. Там на тепловозах работают локомотивные бригады депо Таловая, ныне являющегося участком ТЧЭ Лиски. В 2005 году поворинские машинисты пассажирской колонны пересели на елецкие красавцы ТЭП70. Позже здесь к «семидесяткам» из депо Елец добавились ртищевские.ЮГО-ВОСТОЧНАЯ САГА.  ПОВОРИНО

Участок южнее Поворина в девяностые годы целиком перешел в «компетенцию» Приволжской магистрали. Здесь на участках Поворино – Арчеда – М. Горький в разное время работали тепловозы 2ТЭ10 (Л, В, М, У) депо Арчеда, а с 2004 года – 2ТЭ116 ТЧ Максим Горький. Арчеда с 2005 г. – подменный пункт, где меняются машинисты грузового движения. ТЭП70 (как и ранее ТЭП60) из ТЧ Волгоград следуют до Поворина без смены бригад. Именно через Поворино проходят поезда «Волгоград – Москва» и «Волгоград – Ленинград». Также здесь следуют «Душанбе – Москва», «Ташкент – Ленинград», и многие бакинские.

С 2009 года, после раздела на ремонт и эксплуатацию, депо стало ремонтным (ТЧР-9). Цех эксплуатации ТЧЦЭ Поворино отнесен к эксплуатационному депо ТЧЭ-15 Балашов. Надпись «ПОВОРИНО» на тепловозах закрашена и заменена на «БАЛАШОВ». На некоторых 2ТЭ116 вообще оставили одно лишь название дороги – Юг-Вост. Правда, в депо еще можно увидеть несколько списанных «боингов» в зеленой и синей окраске с логотипом «ПОВОРИНО».

ЮГО-ВОСТОЧНАЯ САГА.  ПОВОРИНО

Интересный момент: в течение нескольких лет маневровую работу на сортировочной горке в Поворино выполняли… секции 2ТЭ116! «Половинка фантомаса» без труда заталкивала на горку тяжеленные составы. Сейчас от этого отказались, предпочтя сплотки из двух ЧМЭ3. Ожидается поступление мощных ТЭМ7А, предназначенных для горочной работы. Работавшая на маневрах год назад секция 2ТЭ116-345 (номер не настоящий, машина явно более поздняя) летом 2011 г. находилась в одном из цехов в ожидании разделки.

В Поворино, кроме машинистов-тепловозников, есть также электровозники. Они ездят на лискинских ВЛ80С, Т до Ртищева и Лисок, а также на балашовских ЧС4Т до Пензы.

Как видим, Поворино – одна из самых «романтических» станций. Здесь на пересечении двух серьезных ходов можно увидеть много интересных локомотивов. Чего стоят одни лишь 2ТЭ116 и ТЭП70! Прибавьте сюда еще ЧС4 и ВЛ80 с их незабываемым тревожным завыванием. Канули в лету времена, когда в депо и на станции «бубукали» мощные двухтактники.… В Поворино уже лет шесть слышен только свист современных четырехтактных дизелей Д49, разбавляемый урчанием чешских K6S310DR (так же четырехтактных), что на тепловозах ЧМЭ3. Когда мы с Главным инженером сидели в кабинете, под окнами проехал волгоградский «супербоинг» - 2ТЭ116У-0029. Как позже выяснилось, этот же тепловоз доставил сюда на подъемочный ремонт 2ТЭ116 с Северо-Кавказской дороги, депо Лихая. Жаль, не увидели «боинги» разных поколений в одной упряжке. На соседнем пути волгоградская локомотивная бригада принимала ТЭП70БС-067. В мае 2011 г. вместе с четырьмя другими БСами он был передан из Саратова. Запуск дизеля на ТЭП70БС (как и на 2ТЭ116У) происходит без привычного дымного столба. К «шестьдесят седьмому» незадолго до этого «пришвартовался» ТЭП70-0302, доставивший питерский поезд. Прибывшая с Волгограда бригада ушла отдыхать, вместо них на тепловоз пришли их коллеги, приехавшие ранее. В районе десяти утра сплотка из двух коломенских тепловозов выехала под поезд №16. Перед этим я успел эти тепловозы заснять. Поезд на Волгоград повел ТЭП70БС, ТЭП70 же следовал холодным резервом. На ПЖД, да и на ряде других дорог такое явление сейчас - дело обычное. Нужен локомотив под поезд – доставь его хоть из-под земли.

ЮГО-ВОСТОЧНАЯ САГА.  ПОВОРИНО

А вот и глазастое воспоминание детства – ВЛ80К-614 с круглыми буферными фонарями. Серо-голубой «выльник» (или «вол», как хотите) с более широкими, чем на более поздних модификациях, жалюзи, работает в депо Лиски рельсосмазывателем. Как и зеленый балашовский «аквариум», «вол» прошел модернизацию с установкой специального оборудования. На соседнем пути – ЧС4Т-564 и ВЛ80С в ожидании поездов.ЮГО-ВОСТОЧНАЯ САГА.  ПОВОРИНО

ПТОЛ встретил нас старым «боингом», построенном свыше 30 лет назад, при этом имеющим четырехзначный номер. На смотровой канаве стоял 2ТЭ116-1400, гораздо более симпатичный. Далее, за воротами -– ртищевский ТЭП70-0483. Как известно, на ЮВЖД пассажирские тепловозы приписаны к двум депо – Ртищево и Елец. Остальные работают на арендованных у них машинах. Сейчас в Поворино можно встретить как ртищевские, так и елецкие ТЭП70. Было запланировано обучение машинистов других депо Юго-Восточной дороги на ТЭП70БС. В Ртищево их уже много – больше, чем необходимо для одного депо. Первыми после ртищевцев ТЭП70БС осваивают тамбовцы. Они уже возят на них поезда №32 и другие между Тамбовом и Мичуринском. Идея обкатать на этих тепловозах машинистов из Поворина пока отложена в долгий ящик, и местные локомотивные бригады по-прежнему водят пассажирские поезда на Грязи обычными «семидесятками». Среди них был замечен ТЭП70-0086 с вертикально расположенными буферными фонарями. В 2003 году несколько семидесяток из первых серийных партий были переданы на ЮВЖД с Октябрьской магистрали.

Движение на тепловозном ходу сейчас незначительное, часть парка депо передислоцировано. Бывшие поворинские 2ТЭ116 можно встретить на Северо-западе, а также в Монголии.

ЮГО-ВОСТОЧНАЯ САГА.  ПОВОРИНО

ТЧР-9 выполняет все виды текущего ремонта тепловозам серии 2ТЭ116 и некоторым другим. В цехе подъемки (ТР-3) находилось несколько секций «сто шестнадцатых», включая, трехцветный локомотив фирмы «БалтТранссервис», тепловоз со Свердловской дороги, а также один ТЭМ7. Тележки, колесные пары, электрические машины, дизели – все агрегаты и узлы тепловозов можно наблюдать в разобранном виде. Вот Д49 «в разрезе»: коленчатый вал, поршни, шатуны… Впускные и выпускные клапана, топливные насосы и форсунки. А вот участок по ремонту цилиндровых комплектов Д49. На «подъемке» можно как следует изучить устройство подвижного состава: недаром еще свыше ста лет назад студентов железнодорожных технических училищ направляли практиковаться именно в цеха подъемочного ремонта…

ЮГО-ВОСТОЧНАЯ САГА.  ПОВОРИНО

2ТЭ116-1659 прибыл на ремонт с одного из крупных предприятий на Южном Урале. Есть заводы и комбинаты, имеющие собственные железнодорожные ветки немалой протяженности и мощный подвижной состав. Тепловоз построен в 1992 году. Откуда только не пригоняют на ремонт в Поворино!..ЮГО-ВОСТОЧНАЯ САГА.  ПОВОРИНО

Некоторые 2ТЭ116 носят здесь имена заслуженных машинистов – орденоносцев. Это – 2ТЭ116-1600 и 2ТЭ116-535. Последний носит имя Героя Социалистического труда машиниста В.С. Шебордаева. Правда, в тот день оба тепловоза находились на линии. Зато конкретно порадовали машины соседней Приволжской дороги. Я уже упоминал ТЭП70БС-067. В течение дня в Поворино также прибыли волгоградские ТЭП70-0310, 0331. Оба окрашены в голубую гамму с белой полосой посередине, а пространство вдоль буферных фонарей – красное.

ЮГО-ВОСТОЧНАЯ САГА.  ПОВОРИНО

Также удалось увидеть три 2ТЭ116У. Тепловозы в сине-голубых оттенках, с прямыми, а не привычными для большинства грузовых тепловозов наклонёнными лобовыми стеклами кабины, с расположенным над ней прожектором и с более высокими крышами резко выделяются на фоне старых зеленых «боингов» («фантомасов»). Кроме «двадцать девятого» - одного из самых «забаяненных» на ПЖД тепловозов этой серии, 7 июля 2011 г. радовали глаз его собратья – «пятый» и «восемьдесят пятый». 2ТЭ116У-0085 – один из последних тепловозов, сданных Луганским заводом Железным дорогам в 2010 году. Вечером тепловоз ушел с поездом на Волгоград. Улучшенный и более мощный локомотив лихо взял тяжелый состав и разогнался быстрее, чем обычный 2ТЭ116. Все отмечают, что 2ТЭ116У – хороший тепловоз, воплотивший лучшие традиции советского тепловозостроения и современные технические решения, такие как система МСУ-ТП, поосное регулирование силы тяги.… Все это позволит машинистам освоить современные технологии и в будущем без особых проблем пересесть на локомотивы нового поколения. Правда, никто не может сказать, что это будет за техника – тепловоз на базе 2ТЭ116У, где вместо передачи переменно-постоянного установят передачу переменного тока, 2ТЭ25А производства БМЗ, или нечто, собранное почти целиком из зарубежных комплектующих. Такая пугающая «перспектива», к сожалению, реальна.ЮГО-ВОСТОЧНАЯ САГА.  ПОВОРИНО

На территории депо находится немало 2ТЭ116, которые ждут разделки. Причем среди них не только машины 30-35 - летней давности, но и более поздние. Так, в сцепе с половинкой старого 2ТЭ116 с высоким расположением буферных фонарей стоит секция 2ТЭ116-1489. Этот локомотив построен в 1989 году, был передан в депо Елец, где работал с грузовыми поездами. Что побудило отправить в металлолом такую машину, непонятно. Пожар секции? Нередко после пожара во время поездки многие локомотивы не удается восстановить, но эта секция, вроде, не горела…. Тепловоз мог быть отставлен от работы в период спада перевозок, использоваться в качестве «донора». Но это ведь преступная халатность – грабить относительно новую машину. Так или иначе, а судьба у «1489» печальна. Жаль, что он не попал на соседнюю ПЖД – работал бы где-нибудь в Астрахани, или в Ершове. У них много «сто шестнадцатых» разных лет выпуска, переданных из других депо, которые успешно работают с грузовыми поездами.

ЮГО-ВОСТОЧНАЯ САГА.  ПОВОРИНО

В Поворино было три варианта окраски 2ТЭ116: традиционный зеленый, красный и синий. Красный цвет имели 2ТЭ116-1600 (самый новый «фантомас» в депо, построен в 1990 г.), а также некоторые машины выпуска 1982-84 г.г. (2ТЭ116-705, 789) Синие – 2ТЭ116-1145, 2ТЭ116-535, несколько других. Сейчас все действующие боинги – зеленые. 2ТЭ116-1600 долгое время (до 2005 года) работал с пассажирскими. 2ТЭ116-1145 часто можно было встретить с пригородным поездом Поворино – Борисоглебск. Сейчас этот поезд таскают ЧМЭ3. Время хода у пригородных таково, что с поездом из трех вагонов может управиться и маленький тепловозик. Большой тепловоз при работе с таким коротким составом и частыми остановками расходует значительно больше топлива.

В депо установлен паровоз-памятник Л-1585. Этот железный красавец прекрасно виден из окон проезжающих поездов.ЮГО-ВОСТОЧНАЯ САГА.  ПОВОРИНО

В девятом часу вечера я ожидал на вокзале поезда на Москву. После отправления пригородного на Борисоглебск на станции сложилось относительное затишье: не было шума прибывающих и отходящих поездов, молчали локомотивные свистки. Смеркалось. Минут за 15 до прибытия поезда №1 из депо выехал ТЭП70, который поведет его до Грязей. Затем со стороны Балашова прибыл поезд «Воркута – Адлер». В составе были старые вагоны, не имеющие кондиционеров, зато многие – в корпоративных цветах. Никакие варианты окраски не спасут десятки людей от духоты. Пассажиры многих поездов вынуждены сутками пребывать в непростых условиях. А деньги почему-то идут на перекраску, а ни на серьезную модернизацию или закупку новых вагонов… Воркутинский встал на второй путь, народ вышел из вагонов и направился на первую платформу, в сторону торговых точек. Между первым и вторым путями здесь узкая платформа, на которой трудно уместиться большому количеству народа.

В это время показался «Волгоград – Москва», прибывавший на первый. Пассажиры воркутинского побежали, перескакивая рельсы, к своему составу, заставив понервничать сотрудников вокзала и волгоградских машинистов, давших несколько пронзительных свистков.

«Первый» скорый - один из самых современных и комфортабельных на РЖД. К тому же, в тот день в этом поезде ехало не очень много пассажиров. Многие купе были заняты лишь наполовину. Сменился тепловоз, опробовали тормоза. В двадцать один пятьдесят три – отправление. Через пару минут большая узловая станция Поворино скрылась за поворотом. Быстро стемнело. На юго-востоке, у границ Воронежской и Волгоградской областей восход и заход солнца происходят раньше, чем в Столице. В Борисоглебске разъехались со скорым «СПб – Волгоград», далее, до Жердевки, нам встретились только пара грузовых. Ночью был сильный дождь с грозой. Огромные желтые молнии ярко освещали землю. А скорый поезд проносился по нашим необъятным просторам, в окнах мелькали железнодорожные переезды и полустанки, светились станционные фонари. Десятки огней – близких и далеких, вспыхивали и гасли, внезапно появлялись и исчезали. Подходила к концу одна из самых романтических поездок. Железная дорога со своими мощными локомотивами, гудящими рельсами, светофорами с неожиданно меняющимися сигналами, крупными станциями и маленькими полустанками – обладает необычной притягательностью, и вызывают радостные чувства. Они заставляют нас вновь и вновь заглядывать в этот необыкновенный мир. Поездки по нашим стальным магистралям также позволяют избавиться от всяких недугов, душевных переживаний.

Как очень правильно заметил Эдуард Асадов: «Прихлынет тоска или попросту скука Однажды присядет к тебе на порог, Ты знай,что на свете есть славная штука - Романтика дальних и трудных дорог»

ЮГО-ВОСТОЧНАЯ САГА.  ПОВОРИНО

А.Егоров , осень 2011 г.

назад   вперед


Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100