СЛОВО О ТЭ3 (175-летию Российских Железных дорог посвящается)
«ТЭ3! Как много в этом звуке…» Этот легендарный советский тепловоз нельзя спутать ни с каким другим. «Трешка», «тройбан» - вот некоторые прозвища тепловоза, долгие годы бывшего основным на отечественных стальных магистралях.
Москва и Тула, Ленинград и Одесса, Прибалтика, Белорусское полесье и бескрайние Сибирские просторы – вот неполный перечень некогда обслуживаемого этими машинами полигона. ТЭ3 открывали движение на БАМе до пуска мощных 3ТЭ10М и 4ТЭ10С с тяжелыми составами…ТЭ3 является первым отечественным мощным тепловозом. Двухсекционный ТЭ3 имел мощность 2000 л.с. (1470 кВт) в секции, он заменил менее мощные ТЭ1 и ТЭ2.
Первый ТЭ3 изготовлен Харьковским заводом в 1953 году. Серийный выпуск их начался в 1956 году, причем на трех заводах – Харьковском, Луганском и Коломенском. После прекращения выпуска тепловозов в Харькове, а впоследствии перевода Коломенского завода целиком на выпуск ТЭП60, производителем ТЭ3 (как и других грузовых тепловозов) стал Ворошиловград.
«Трешки» выпускались там до 1973 года. К ним относятся по-разному. Почти единогласно утверждается, что ТЭ3 – самый простой и надежный тепловоз, вместе с тем отмечаются и недостатки, например – почти полное отсутствие звукоизоляции кабин. Тем не менее – ТЭ3 олицетворяют собой целую эпоху, эти машины более тридцати лет перевозили грузы и пассажиров, они же дали путевку в жизнь многим специалистам-тепловозникам старшего поколения.
Я помню эти машины на «Малом кольце» в Москве, а также в Туле и на ряде других направлений. ТЭ3 всегда приковывали к себе внимание – эти красивые машины с круглым «лбом» выделялись своей грациозностью, как бы улыбались нам своими круглыми «глазами» - буферными фонарями. Вот и в сентябре 2012 года на Параде, посвященном 175-летию Российских Железных дорог, нам как бы улыбнулось наше не очень далекое прошлое в лице ТЭ3-5524. Вновь мы видим эту круглую кабину с характерными четырьмя стеклами, герб СССР под окошками дизельного помещения, невысокие жалюзи.
Вот он, зеленый, с характерным бубуканьем старого 2Д100, выпуская круглыми трубами клубы серого дыма, проплывает мимо нас. Вроде все – как 25-30 лет назад, но чего-то не хватает… Верно, нет желтой галки над буферными, обозначен только ромб. Такой же ромб рисовали на широких лбах других исторических тепловозов – 2ТЭ10Л, имевших мощность дизеля 3000 л.с., и выпускавшихся с ТЭ3 примерно в одно время.
Сейчас ни «трешек», ни «луганок» практически не осталось – в восьмидесятые, и в начале девяностых годов прошлого века их сменили более поздние 2М62, ТЭ10М, и тепловозы нового поколения 2ТЭ116. Всему свое время. «Трешки» продолжали работать в хозяйственном движении, да на малодеятельных линиях. ТЭ3-5524, построенный в 1965 году, приписан к Красноярской дороге. Еще 2-3 года назад он эксплуатировался с хозяйственными поездами на участке Абакан – Аскиз. К Параду ТЭ3-5524 тщательно подготовили, заново покрасили. Он смотрелся как новенький – с иголочки, как будто и не минуло 45 лет эксплуатации.
ТЭ3 прожили долгую жизнь благодаря качественной сборке и закрепленной езде. Закрепление за локомотивными бригадами всегда позволяло поддерживать технику в исправном, безупречном состоянии, продлевало машинам жизнь. Был такой фильм – «Шаг навстречу», в нем Евгений Леонов убедительно исполнил роль машиниста Серафима Никитича. Тепловоз ТЭ3, на котором работал Серафим, находился в идеальной чистоте – вот оно, качественное отношение людей к своей работе…
На дворе XXI век, почти не осталось у нас тепловозов, строившихся в 50-60 годы прошлого столетия. И все-таки, когда идешь мимо Московского Малого кольца или какой-нибудь другой дороги, почему-то начинает казаться, что из-за поворота вот-вот раздастся характерное бубуканье и покажется знакомый круглый «лоб» с галкой и ромбом… А.Егоров
Москва и Тула, Ленинград и Одесса, Прибалтика, Белорусское полесье и бескрайние Сибирские просторы – вот неполный перечень некогда обслуживаемого этими машинами полигона. ТЭ3 открывали движение на БАМе до пуска мощных 3ТЭ10М и 4ТЭ10С с тяжелыми составами…ТЭ3 является первым отечественным мощным тепловозом. Двухсекционный ТЭ3 имел мощность 2000 л.с. (1470 кВт) в секции, он заменил менее мощные ТЭ1 и ТЭ2.
Первый ТЭ3 изготовлен Харьковским заводом в 1953 году. Серийный выпуск их начался в 1956 году, причем на трех заводах – Харьковском, Луганском и Коломенском. После прекращения выпуска тепловозов в Харькове, а впоследствии перевода Коломенского завода целиком на выпуск ТЭП60, производителем ТЭ3 (как и других грузовых тепловозов) стал Ворошиловград.
«Трешки» выпускались там до 1973 года. К ним относятся по-разному. Почти единогласно утверждается, что ТЭ3 – самый простой и надежный тепловоз, вместе с тем отмечаются и недостатки, например – почти полное отсутствие звукоизоляции кабин. Тем не менее – ТЭ3 олицетворяют собой целую эпоху, эти машины более тридцати лет перевозили грузы и пассажиров, они же дали путевку в жизнь многим специалистам-тепловозникам старшего поколения.
Я помню эти машины на «Малом кольце» в Москве, а также в Туле и на ряде других направлений. ТЭ3 всегда приковывали к себе внимание – эти красивые машины с круглым «лбом» выделялись своей грациозностью, как бы улыбались нам своими круглыми «глазами» - буферными фонарями. Вот и в сентябре 2012 года на Параде, посвященном 175-летию Российских Железных дорог, нам как бы улыбнулось наше не очень далекое прошлое в лице ТЭ3-5524. Вновь мы видим эту круглую кабину с характерными четырьмя стеклами, герб СССР под окошками дизельного помещения, невысокие жалюзи.
Вот он, зеленый, с характерным бубуканьем старого 2Д100, выпуская круглыми трубами клубы серого дыма, проплывает мимо нас. Вроде все – как 25-30 лет назад, но чего-то не хватает… Верно, нет желтой галки над буферными, обозначен только ромб. Такой же ромб рисовали на широких лбах других исторических тепловозов – 2ТЭ10Л, имевших мощность дизеля 3000 л.с., и выпускавшихся с ТЭ3 примерно в одно время.
Сейчас ни «трешек», ни «луганок» практически не осталось – в восьмидесятые, и в начале девяностых годов прошлого века их сменили более поздние 2М62, ТЭ10М, и тепловозы нового поколения 2ТЭ116. Всему свое время. «Трешки» продолжали работать в хозяйственном движении, да на малодеятельных линиях. ТЭ3-5524, построенный в 1965 году, приписан к Красноярской дороге. Еще 2-3 года назад он эксплуатировался с хозяйственными поездами на участке Абакан – Аскиз. К Параду ТЭ3-5524 тщательно подготовили, заново покрасили. Он смотрелся как новенький – с иголочки, как будто и не минуло 45 лет эксплуатации.
ТЭ3 прожили долгую жизнь благодаря качественной сборке и закрепленной езде. Закрепление за локомотивными бригадами всегда позволяло поддерживать технику в исправном, безупречном состоянии, продлевало машинам жизнь. Был такой фильм – «Шаг навстречу», в нем Евгений Леонов убедительно исполнил роль машиниста Серафима Никитича. Тепловоз ТЭ3, на котором работал Серафим, находился в идеальной чистоте – вот оно, качественное отношение людей к своей работе…
На дворе XXI век, почти не осталось у нас тепловозов, строившихся в 50-60 годы прошлого столетия. И все-таки, когда идешь мимо Московского Малого кольца или какой-нибудь другой дороги, почему-то начинает казаться, что из-за поворота вот-вот раздастся характерное бубуканье и покажется знакомый круглый «лоб» с галкой и ромбом… А.Егоров