ВСТРЕЧИ НА СТАНЦИИ ПОВОРИНО
- ВСТРЕЧИ НА СТАНЦИИ ПОВОРИНОВСТРЕЧИ НА СТАНЦИИ ПОВОРИНОПоворино — одна из крупнейших станций на Юго-Восточной дороге. Здесь пересекаются два пути (два «хода»). Один — тепловозный, из Грязей в Волгоград. Второй, электрифицированный на переменное напряжение 25 кВ, протяженный транзитный ход, начинающийся в Пензе и заканчивающийся в украинском городе Купянске. Когда поезд въезжает на станцию Поворино, мы видим огромное количество путей, составов, локомотивов. Десятки прожекторов освещают гигантский узел. Во всем этом есть что-то манящее, завораживающее, чего не передашь одним словом…Здесь можно встретить большинство серий моих любимых локомотивов. Каждый раз, когда я слышу реактивный свист «семидесяток» и «сто шестнадцатых», уханье «десяток», характерный вой электровозов переменного тока, сердце мое начинает учащенно биться. На железных дорогах много направлений, где встречаются такие машины, но я питаю какую-то особую привязанность именно к Юго-Восточной и Приволжской магистралям. Вероятно потому, что с малых лет по ним езжу. С ними связаны мои самые теплые детские воспоминания.На одном из путей дымит король тепловозов 2ТЭ116, за характерный горб на крыше прозванный «боингом». Своей лобовой частью он чем-то напоминает сердитого человека, гневно сверкающего глазами — фарами. Завершают картину нетрадиционно расположенный прожектор (под стеклами кабины, за что у него второе прозвище — «фантомас»). Я сам был свидетелем, как некоторые люди пугались при виде его. «Страшный тепловоз!» — слышал я как-то раз. Когда мимо тебя проносится такой гигант, можно испытать и такое чувство. Я то, наоборот, в восторге. Великая мощь, надежность конструкции, красота внешних форм (несмотря на некоторую «сердитость») наполняют меня гордостью за отечественное тепловозостроение.Старые «боинги» и похожие на них «десятки» (о них речь пойдет ниже) имеют фары, расположенные выше, чем у более поздних. По-моему, это придает «старикам» более грозный вид.По станции движется «переменник» ВЛ80. «Широкий лоб, веселые глаза» — вот образ «восьмидесятки» и ряда других советских грузовых электровозов. Этот гигант — как будто смеющийся добродушный толстяк. Мне кажется, он чем-то напоминает бегемота.У нашего поезда меняют тепловоз. Ушел в депо местный «боинг» (долгое время они здесь работали и с пассажирскими поездами), ждем волгоградский ТЭП70. С южной стороны показался равносторонний треугольник из огней. «Фантомас, но не боинг» — понял я, когда он с характерным шумом («бу-бу-бу») въехал на станцию. Это был 2ТЭ10У приписки депо Арчеда. Большинство тепловозов ТЭ10, работающих сейчас на сети, внешне похожи на «сто шестнадцатые». Только дизель и другое оборудование на них сильно устарели. Скажу честно, в детстве я из всех тепловозов отдавал предпочтение «десяткам». Мощный «голос», огромные трубы, испускающие клубы черного дыма, будоражили мое воображение. Куда до него «сто шестнадцатым» с их свистом и малодымностью! Позже мои наставники, доценты кафедры «Локомотивы» МИИТа Л.С.Туров и В.Н. Балабин заставят переменить мое мнение. Шум и море дыма еще ни о чем не говорят. На 2ТЭ116, а также и на ТЭП70 современные высокоэкономичные четырехтактные дизели и автоматика. После этого мои симпатии не могли не перейти к современным локомотивам. Однако и «десятки» я не разлюбил. Видимо, кроме технических данных, есть еще что-то, заставляющее нас любить те или иные машины…В это время к вокзалу подошел еще один поезд. Во главе его ехал представитель исчезающей серии ЧС4, за свои формы прозванный «аквариумом». Есть у него и второе название — «мыльница». Если взглянуть на форму кабины и обратить внимание на расположенные под углом окна, станет ясно, откуда пошло это прозвище.«Аквариум» отличается и высокой надежностью, и феноменальной прочностью. Так, однажды в Киеве ЧС4 столкнулся с новым ЧС8. «Аквариум» получил небольшую вмятину, а одну из секций «восьмерки» пришлось списать.Сейчас в работе в основном более поздние ЧС4Т, за форму кабины получившие прозвище «Теремок». Все ЧСы изготовлены в Чехословакии, о чем говорят буквы в обозначении серии.Вагоны поезда «Харьков – Свердловск», с которым и пришел ЧС4, построены в середине 80-х г.г. У них широко открывающиеся окна, чего не скажешь о современных вагонах в составе фирменных поездов, вроде нашего «Москва — Волгоград». Здесь узенькие форточки — руки не вытянешь. В последнее время старые вагоны проходят капремонт, после которого многие из них лишаются «широких» окон. А как было классно — высунуться в окно и смотреть, смотреть на окружающий мир. Приятно заранее заметить локомотив встречного поезда, особенно в кривой! Когда свердловский поезд отправился, мне показалось, что вместе с ним уходила целая эпоха.В это время нас уже «взял» волгоградский ТЭП70, машинист проверял работу тормозов. В районе четырех часов утра на выходном светофоре загорелся зеленый, тепловоз протяжно засвистел, состав тронулся. Обороты увеличивались, свист нарастал. Современные дизеля звуком напоминают самолетные реактивные двигатели. Казалось, мы вот-вот оторвемся от земли и воспарим в бескрайнее звездное небо.Проехали локомотивное депо, пересекли границу двух дорог — Юго-Восточной и Приволжской. Звезды постепенно гасли, наступал рассвет. До Волгограда оставалось около семи часов пути…Алексей ЕгоровСпециально для информационного агентства "ДиаПрессИнфо" (www.promoteen.com)