Военный парад на Красной площади
- Военный парад на Красной площадиВоенный парад на Красной площадиВоенный парад на Красной Площади — неотъемлемая часть празднования Дня Победы. Долгие годы торжество ограничивалось прохождением торжественным маршем личного состава воинских подразделений. Тяжелая техника не участвовала давно, исключение — парад в день празднования 50-летия Победы 9 мая 1995 г. Тогда торжества перенесли на Поклонную гору.Недавно возобновили участие в Параде боевой техники. В последние два года 9 мая на Красной площади можно увидеть современные танки, БТР, и другие комплексы, включая передвижные пусковые установки РВСН. А в небе их сопровождает боевая авиация. Представлены все типы боевых машин, состоящих на вооружении. Подобных полетов над центром Столицы не было уже более пятидесяти лет.Техническая часть парада требует ни меньшей подготовки, чем проход пеших колонн. Сколько требуется от экипажей боевых машин умения и навыков, чтобы вписавшись в узкий поворот, въехать на Красную площадь, и четко, с установленной скоростью пройти мимо трибун. У летчиков задача не менее сложная — проход над центром Столицы на малой (300м) высоте, при этом выдерживая строй.Первые тренировки состоялись в феврале, в местах постоянной дислокации. В начале апреля на подмосковном полигоне в Алабино сконцентрировали участвующие в торжествах части и подразделения. Здесь прошла основная часть подготовки. Тогда же на ближайшие военные аэродромы перелетели самолеты, представляющие все рода ВВС. Большая часть тренировочных полетов проходила над тем же Алабино.Затем техника Сухопутных войск перебазировалась в Москву, на Ходынское поле. 7 мая состоялась генеральная репетиция Парада Победы. Утром могучая армада выезжала на Ленинградское шоссе и, совершив марш, концентрировалась на Манежной площади. 7 и 9 мая москвичам и гостям Столицы посчастливилось увидеть большое количество современной боевой техники. Здесь и легкие маневренные бронеавтомобили «Тигр», и БТР, и современные БМП-3, и самоходные артиллерийские установки «Мста», и потомки знаменитых «Катюш» - реактивные системы залпового огня «Смерч», и не имеющие аналогов в мире танки Т-90. Одна из его особенностей — пушка, стреляющая как обычными снарядами, так и противотанковыми управляемыми ракетами. Большой интерес вызвала самоходная артиллерия Воздушно-десантных войск - установки «Спрут», ведомые гвардейцами-десантниками знаменитой 76-й дивизии.Войска ПВО представляли известные системы «Бук» (одна из последних модификаций), С-300 «Фаворит», и впервые — новейшие комплексы нового поколения С-400 «Триумф». «Триумф» способен перехватить воздушные цели, летящие на удалении до 400 км с огромной скоростью и в большом диапазоне высот. Один дивизион С-400 по своей эффективности сопоставим с несколькими дивизионами своих предшественников - «трехсоток». В будущем « Триумф» должен стать основой ПВО России.Ракетные войска продемонстрировали грунтовые мобильные комплексы МБР «Тополь» и тактические комплексы «Искандер». Целый дивизион пусковых установок, несущих уникальные высокоточные неуязвимые ракеты, прошел по столичным улицам.Об участии авиации в Параде необходимо сказать отдельно. В этом году представлено гораздо больше летательных аппаратов, чем в прошлом. Хотя в день генеральной репетиции шел дождь, полеты не отменили. А 9 мая была ясная, солнечная погода. Парад состоялся, проход техники шел в той же последовательности, что и во время подготовки. Открывали воздушную часть, как и в прошлом году, тройка Ми-8 с флагами. Вскоре небо огласилось характерным рокотом — это приближались лучшие в мире боевые вертолеты Ка-50 «Черная акула» и Ка-52 «Аллигатор». В середине шел самый большой в мире вертолет Ми-26. Ка-50 и Ка-52, благодаря соосной схеме (два несущих винта), конструкции планера и мощному современному вооружению обладают рядом уникальных характеристик. Пока их немного, однако в последнее время ситуация меняется в лучшую сторону. В прошлом году Арсеньевский авиационный завод начал выпуск установочной партии «Аллигаторов» для армейской авиации. Планируется использовать их для выполнения специальных задач. Затем прошла группа в составе трех «Ночных охотников» - Ми-28Н. Эти машины уже выпускаются серийно Ростовским вертолетным заводом «Росвертол» и поступают в войска, пока в Центр переучивания летчиков армейской авиации в Торжке. Именно пилотам этого Центра доверили почетное задание участвовать в Параде Победы. Следом прошли старые знакомые — вертолеты Ми-24, хорошо зарекомендовавшие себя в ряде военных конфликтов современности. «Двадцатьчетверки» (еще их называют «Крокодилами») находятся на вооружении во многих странах. В Параде участвовали летчики из того же Торжка — единственная в мире пилотажная группа на боевых вертолетах «Беркуты».Вскоре недолгая тишина раскололась ревом турбореактивных двигателей. Самолеты российских ВВС пролетали над Москвой, приближаясь к Красной площади. Вот прошла пятерка штурмовиков Су-25, затем — самый большой в мире транспортный самолет Ан-124. Своим широким фюзеляжем «Руслан» напоминает крупного кита или кашалота. Ил-76 с необычным «грибом» на фюзеляже продолжил парадный строй. Это — самолет дальнего радиолокационного обнаружения, а «гриб» - антенна. Обнаружив цели, с самолета ДРЛО поступает сигнал истребителям-перехватчикам. Они, кстати, летели рядом — уникальные тяжелые истребители Су-27. Хоть и тяжелые, (вес пустого самолета — без топлива и вооружения - 18т) зато как маневрируют, выполняют уникальные фигуры высшего пилотажа... Это надо видеть! Конечно, над центром Москвы они просто пролетели. Многочисленные хитрые фигуры можно будет увидеть на специализированных авиационных праздниках.Стратегическая авиация — гвоздь программы на любом авиашоу. К сожалению, в последние 10 лет на подобных шоу, проходящих в подмосковном Жуковском, мы видим тяжелые бомбардировщики только на земле. А наблюдать самолет на земле и в воздухе — два совершенно разных зрелища. В последние годы «стратеги» увеличивают налет, и вновь участвуют в воздушных парадах. Парад Победы — не исключение. Вот мы видим стратегический бомбардировщик Ту-95МС, слышим рокот мощных турбовинтовых двигателей. «Русский медведь» все ближе и ближе, отчетливо видны все восемь пропеллеров.(по два у каждого двигателя). Это — единственный в мире турбовинтовой самолет - «стратег». Впереди идет летающий танкер Ил-78 с выпущенным шлангом-конусом. От пилота требуется высочайшее мастерство, чтобы попасть в этот конус штангой дозаправки. Удивительное зрелище! Важный козырь «дальников» - способность заправляться в воздухе, что делает дальность полета практически неограниченной. Следом за «девяносто пятым» появляется самый мощный в мире, многорежимный сверхзвуковой стратегический ракетоносец Ту-160 «Белый лебедь» Белоснежный тонкий фюзеляж, плавно сопряженное с ним огромное изящное крыло, не менее изящное хвостовое оперение, четыре двигателя в двух спаренных гондолах. Самолет смотрится несколько не типично для бомбардировщика. В представлении большинства мало знакомых с авиацией людей бомбардировщик – это широкий, угловатый, несколько неуклюжий самолет. К «Белому лебедю» эти понятия не относятся. Один юный зритель, увидев в небе Ту-160, произнес фразу: «Смотрите, какой большой, красивый истребитель!» Его данные уникальны, известны в нашей стране и далеко за ее пределами. Высокая скорость, (возможность на сверхзвуке преодолеть систему ПВО), скороподъемность, близкая к скороподъемности истребителей, огромная дальность полета, 12 высокоточных дальних ракет... Впереди «Белого лебедя» так же находился воздушный танкер. Нужно заметить, Ту-160 впервые демонстрирует контакт с Ил-78, до этого мы видели подобное только с участием Ту-95 и некоторыми самолетами фронтовой авиации. Это как бы отражает реальную историю. Ту-95 много лет на вооружении, давно освоены. А на Ту-160, хотя они и начали поступать в ВВС в далеком 1987 г., столько нового, многие режимы долго оставались неотработанными. Дозаправку осуществляли лишь самолеты, принадлежащие ОКБ Туполева во время испытаний. Строевые экипажи впервые освоили воздушную дозаправку в 2002 г.Ту-160 и Ил-78 сопровождают высотные перехватчики Миг-31, способные летать со скоростью 3000км/ч.Если «Белые лебеди» и «Русские медведи» (так на Западе называют Ту-95) обладают межконтинентальной дальностью полета, то следующий наш «герой» предназначен для действий внутри континента. Сверхзвуковой Ту-22М3 классифицируется как «средний стратегический бомбардировщик». Он способен поражать цели бомбами и ракетами малой дальности. Над Москвой гордо прошла тройка этих самолетов.В далекие тридцатые годы над Красной площадью проводилось много воздушных парадов. Самолеты сходились в особом строю, образуя звезду, слова СССР, СТАЛИН... Вот и теперь самолеты фронтовой авиации сформировали своеобразный треугольник. Современный ударный самолет Су-34, тройка старых проверенных Су-24, Миг-29, Су-27... Следом — ромб, образованный самолетами пилотажных групп «Стрижи» и «Русские витязи». Наши пилоты продемонстрировали высокое мастерство в московском небе. Их работа очень обрадовала ветеранов Великой Отечественной, особенно летчиков, которые в тяжелые военные годы взяли верх над асами Люфтваффе, превратив «фоккеры» и «мессеры» в груду металлолома.Когда видишь грозные военные машины, стоящие на страже нашей Родины, возникает чувство гордости за нашу страну и ее народ. Гений конструкторов, мужество и мастерство личного состава — все это важные составляющие в обеспечении жизни и безопасности нашей Родины. На Красной площади, Тверской улице и Ленинградском проспекте множество людей рукоплескало летчикам, танкистам, ракетчикам... Военный Парад очень украсил наш самый светлый праздник.А. Егоров