Наземный транспорт: встреча эпох
- Наземный транспорт: встреча эпохНаземный транспорт: встреча эпохВо время празднования Дня города Москвы, 5-6 сентября, у Главного входа ВВЦ прошла Выставка раритетов городского транспорта. На площадке были представлены автобусы и троллейбусы, выпускавшиеся в разные времена – с конца 1940- и до начала 1980-х г.г., и даже один автобус, изготовленный в 1934 г. и впоследствии капитально отремонтированный. На другой стороне выстроились различные автомобили – от пожарных ЗИС до тогдашних легковушек. У зрителей была возможность перенестись на 30-40 лет назад и почувствовать себя частью навсегда ушедшей эпохи.Перед нами троллейбус «ЗиУ-5». Их толстые, неуклюжие коробки возвращают нас в те далекие времена, когда проезд в троллейбусе стоил 4 копейки, а билеты приобретались в кассах, расположенных в салоне. Я еще помню этих пузатых трудяг, исколесивших по улицам наших городов сотни километров и перевезших десятки тысяч пассажиров. На моей памяти, «пузатики» проработали в разных городах СССР до 1988 г. Как и большинство троллейбусов, спроектированных более сорока лет назад, у них две двери – в переднем и заднем концах салона. Это позволило разместить много сидячих мест, но увеличивало время высадки и посадки в часы пик. Выпускались «ЗиУ-5» в период 1959-1972 г.г. Затем Завод освоил производство более совершенных машин, «угловатых» «ЗиУ-9». Рядом с «Зиу-5» расположилась похожая по формам машина красно-желтой окраски с аббревиатурой «СВАРЗ» (Сокольнический Вагоноремонтно-строительный Завод). На «Сварзах» мое поколение не ездило, однако эти машины нам очень знакомы…«Юрий Иваныч! Вход в троллейбус – с другой стороны!» Именно эта фраза из любимой комедии Эльдара Рязанова приходит на ум каждому из нас. А знаменитая погоня героини Ольги Аросевой на «Сварзе» за героем Иннокентия Смоктуновского, удирающем на «Волге» ГАЗ-21, установленной напротив! Далее следовал резкий разворот троллейбуса и срыв штанг с проводов. Картина «Берегись автомобиля» увековечила эти популярные в шестидесятые транспортные средства… Выпускались такие троллейбусы (обозначение их – МТБЭС) – в 1958-1967 г.г. МТБЭС – модификация троллейбуса ТБЭС-ВСХВ, созданного в 1955 г. специально для экскурсионных поездок по территории ВДНХ (тогда – ВСХВ).Бело-зеленый ТБЭС-ВСХВ расположился рядом. В середине 1950-х г.г. по территории ВСХВ была проложена специальная троллейбусная линия длиной 9,5 км. В «Троллейбусе для ВСХВ» был применен ряд новых, поистине революционных технических решений. Прежде всего – новый дизайн. Использование пластика и гнутого стекла обусловило прекрасный обзор. Первые ТБЭС («Троллейбус Экскурсионный Сокольнический») работали на маршруте «В» (территория Выставки). С июня 1957 г. началась поставка на другие московские маршруты, а позднее - в другие города. В ходе эксплуатации часть ТБЭСов модернизированы, так, крыша устанавливалась более жесткая, (как у МТБЭС). На лобовой части, вместо литой фигуры «Рабочий и колхозница» устанавливалась табличка «СВАРЗ» (как на МТБЭС). Выпускались ТБЭС – в 1955-1964 г.г. Количество выпущенных «Сварзов» уступало своим «рогатым» собратьям, изготовленным Заводом им. Урицкого в г. Энгельсе. На ЗиУ мощности больше, да и проблемы с запчастями для сокольнических машин давали о себе знать… На рубеже шестидесятых появились сочлененные автобусы и троллейбусы. На СВАРЗе в 1959-1967 г.г. выпускались троллейбусы «СВАРЗ-ТС». (ТС-1: троллейбус сочлененный первый). Салон его вмещал 224 пассажира. В народе их также называли «Пылесос» (огромный салон буквально «засасывал» громадную толпу пассажиров), «Крокодил», «Колбаса». Были применены более широкие двери, а для улучшения маневренности машину оснастили четырьмя осями. Вторая ось была сделана ведущей. В 1964 г. выпущен модернизированный ТС-2. Всего изготовлено 135 ТСов обеих модификаций. Жизнь первых троллейбусов повышенной вместимости была сравнительно недолгой. Причина – ненадежный узел соединения. Он сильно деформировался во время движения. Велика была вероятность разрыва машины на две части. Именно поэтому длинные «СВАРЗы» были отставлены от работы. О старинных двадцатиметровых «рогачах» напоминают сейчас лишь архивные фото, да кинокомедия «Сто грамм для храбрости» (1976 г.). Там персонажи Борислава Брондукова и Николая Гринько пьянствуют в салоне списанного и выброшенного на свалку сочлененного «СВАРЗа»…Ретро-автомобили – в идеальном состоянии. Они восстановлены благодаря усилиям энтузиастов. Некоторые экспонаты своим ходом добрались до ВВЦ. Однако использовать раритеты в регулярном движении никто не собирается – для этого есть современная техника. Еще один «пузатый» троллейбус светло-желтой окраски прибыл на выставку с некоторым опозданием. Это – машина чехословацкого производства, фирмы Skoda. Работали они, главным образом, в западных и южных регионах Советского Союза. В Крыму (откуда «Skoda» прибыла) такие машины до сих пор в работе(!)«ЗИС-154», «ЗиЛ-158», «Икарус-180»… «ЛиАЗ-158В»… Немногим из нас знакомы эти названия.«ЗИС-155» мы видели в знаменитой комедии «Операция Ы». Именно в такой автобус с третьей попытки заходит Шурик, и вскоре сталкивается с хулиганом Федей…Сочлененные «Икарус-180» появились в СССР в 1969 г. Тогда же Советский Союз становится крупнейшим импортером венгерских автобусов. Долгие годы «Икарусы» разных типов выполняли значительную часть перевозочной работы. На площадке – один из автобусов головной партии, построенный в том же 1969 г. Он, подобно большинству автобусов и троллейбусов тех лет, имеет круглые формы кузова. В кабине водителя – минимальное количество тумблеров и кнопок, что отличает эту машину от современных. Один прибор кажется знакомым… Конечно, электромеханический датчик скорости!Он здесь точно такой же, как и на поставлявшихся позднее «Икарусах» моделей 260, 280, 435 и др. Необходимо отметить, что сочлененные 20-метровые «Икарусы» долгие годы являлись единственными автобусами такого класса, работавшими в СССР.Завод ЛИАЗ выпускает автобусы с 1958 г. Производство автобусов перенесли сюда с завода ЗИЛ. «ЛиАЗ-158» – первая машина завода, выпущена в количестве свыше 50 тыс. экземпляров.В 1968 г. начато производство «ЛиАЗ-677» - целой эпохи в отечественном автобусостроении. На Выставке представлен автобус «ЛиАЗ-677М» 1989 года выпуска, эксплуатировавшийся в 5-м автобусном парке Москвы. Все помнят этот автобус с теплым уютным салоном. «Шестьсот семьдесят седьмой» окрестили музыкальным – во время стоянок его двигатель звенел, переливаясь, подобно небольшому оркестру! В салоне все сохранено, как в прежние времена – на стенах компостеры, над дверями – Правила пользования Городским наземным транспортом, а также информация о стоимости проезда и штрафа за неоплату, какие были двадцать лет назад. Со временем «Шестьсот семьдесят седьмые» стали заменяться современными «ЛиАЗ-5256». Появились и сочлененные автобусы отечественного производства: самый массовый из них – ЛиАЗ-6212. На площадке рядом с раритетами установлены автобусы новой эпохи – низкопольные ЛиАЗ-5292, 6213 (сочлененный), пятнадцатиметровый МАЗ-107. Новые машины – это комфорт для водителей и пассажиров. У них более удобный салон, высокоэкономичные дизельные двигатели, автоматическая коробка передач, гидроусилитель руля. Управлять современными автобусами значительно легче, чем разработанными в 50-60-е г.г. прошлого века. Троллейбусостроение также значительно продвинулось вперед – на современных машинах имеются электронные системы управления. Новые полупроводниковые приборы заменили традиционный пусковой реостат – вместо характерных переключений мы слышим свист тиристорных преобразователей. Релейно-контакторная система управления постепенно уходит в прошлое. Внедрение современного оборудования позволило обеспечить плавный ход и экономию электроэнергии. Современные электродвигатели и компрессоры имеют значительно меньшую массу, чем аналогичные агрегаты на старых машинах. В серийном производстве новых троллейбусов больше всех преуспел завод «Тролза» (бывший ЗиУ), есть и новые производители, вышедшие на рынок менее десяти лет назад. Правда, на прошедшей выставке троллейбусных новинок не представлено…Что ждет наземный транспорт в будущем? Возможно, скоро на линии выйдут электробусы, не нуждающиеся в контактном проводе. Появится еще какая-нибудь необычная техника. Ведь конструкторская мысль способна на любые, совершенно необычайные решения. И то, что еще недавно казалось фантастическим, сегодня становится реальностью.При подготовке материала использована информация с Сайта «Общественный транспорт России».А. Егоров