24 января 2011 года не стало Леонида Сватикова
- 24 января 2011 года не стало Леонида Сватикова24 января 2011 года не стало Леонида Сватикова 25 января на одном из железнодорожных сайтов я увидел фото паровоза Л-2342 в траурной черной кайме. Прочел пояснение – и сердце невольно сжалось, на фото значилось: ПАМЯТИ ЛЕОНИДА СВАТИКОВА. … Смотришь, и не можешь поверить, неужели этого светлого, веселого, жизнерадостного человека больше нет с нами? Среди многочисленного круга любителей железных дорог и ценителей истории транспорта вряд ли найдется человек, в котором эта весть не вызвала бы чувство глубокой скорби. Леонид Сергеевич Сватиков – известный историк–исследователь железных дорог. Он много сделал для развития любительского движения у нас в стране. Являясь выпускающим редактором альманаха «Железнодорожное дело», поднимал вопросы любительства и проблемы сохранения исторического наследия. В этом журнале опубликовано множество его статей. Среди заслуг Леонида Сергеевича и сбор исторических фактов, и поиск, восстановление образцов техники. О признании Л.С. Сватикова как выдающегося историка-железнодорожника говорит и тот факт, что к нему обращались известные авторы, например Л. Макаров, написавший книгу «Паровозы серии Э». Кроме того, крупнейший историк Отечественных железных дорог – В.А.Раков в предисловии к своим книгам благодарил Леонида Сергеевича за помощь. Собственную книгу Леонид Сергеевич, к сожалению, закончить не успел. Он собирался рассказать в ней о паровозах серии Л – одной из последних, выпускавшихся в СССР. Именно фото «Лебедянки» оказалось обрамлено черной каймой… Леонид Сергеевич был активистом. На многочисленных собраниях участников Московского клуба Любителей железных дорог он оказывал большую поддержку начинающим любителям, многим помог определить направление деятельности. Помню, когда он задал нам, молодым энтузиастам вопрос, каким объектам вы отдаете приоритет при съемке, один коллега ответил что-то вроде: «Снимаю, что попало». Леонид Сергеевич был возмущен таким ответом и потребовал определиться. Ведь в любительстве, как и во всякой деятельности, нужна четко выраженная позиция. Леонид Сергеевич сам много путешествовал, собирая интересные сведения о железнодорожных линиях, станциях и подвижном составе. Великолепно фотографировал. В фотоальбомах «Стальная рапсодия», «Ожившие паровозы» и других изданиях опубликовано немало его фоторабот. Последние годы Л.С. Сватиков работал в Роспрофжеле, в газете «Сигнал». Ему были близки современные проблемы железнодорожного транспорта, со страниц «Сигнала» он открыл нам глаза на многие вещи.Леонид Сергеевич был настоящим другом и отзывчивым человеком. Если у кого-то из нас возникали проблемы, он, как настоящий товарищ, всегда старался помочь. Леониду Сергеевичу шел всего сорок третий год, он ушел в расцвете творческих сил. Леонид Сергеевич много в этой жизни сделал, а многого не успел. Хочется верить, что все то, что он не успел, закончат его последователи. В который раз возникает мучительный вопрос без ответа: ПОЧЕМУ ПЕРВЫМИ УХОДЯТ ЛУЧШИЕ ИЗ ЛУЧШИХ? Увы, мы здесь не можем ничего изменить…А.Егоров