Последняя ездка-2010: Впечатления и размышления
- Последняя ездка-2010: Впечатления и размышленияПоследняя ездка-2010: Впечатления и размышления В тот ноябрьский, на редкость теплый и солнечный день я решил закончить железнодорожную фотоэпопею 2010. Тот год выдался удачным – за плечами были Ржев, Ртищево, Анапа - Крымск, Волгоград, с их незабываемыми железнодорожными впечатлениями. Также состоялось немало ближних ездок – не далее, чем за 100-130 км. Именно в такую экспедицию уносил меня кремовый электропоезд – экспресс «Москва – Голутвин» утром …ноября. На Рязанском ходу заслуживают внимания город Коломна – этот российский «локоград», где внезапно могут появиться новые ТЭП70БС с Завода или что-нибудь интересное из Всероссийского «тепловозного института» (ВНИКТИ). Не менее интересен участок, начинающийся в Воскресенске, где «Рязанка» пересекается с БМО. БМО – Окружная дорога, откуда можно выехать на все направления. Известно, что здесь проходят нефтеналивные составы БТС, нередко ведомые «боингами» - 2ТЭ116, окрашенными в синие, белые и красные оттенки. Лучше всего их ловить на перегоне в лесу. Доехав до станции Цемгигант (обычной электричкой туда ехать около 2 часов, экспрессом - полтора) я сошел и направился выбирать место, подходящее для съемки. Пройдя до следующей станции Пески, я дождался обычной электрички, следующей в Голутвин (г. Коломна), и доехал до платформы Конев Бор. Конев Бор – маленький полустаночек в полутора километра от Песков в сторону Коломны. Название свое он получил от деревни, находившейся недалеко от разлива Москвы-реки. Это была крупная деревня, передававшаяся из поколения в поколение разным землевладельцам. Сейчас здесь поселок. Места эти упоминались в древних летописях, обнаружены раскопки эпохи мезолита. Вокруг – лес. Говорят, в нем водятся разные звери. Можно просто побродить по лесу, дыша чистым воздухом и наслаждаясь тишиной, изредка нарушаемой пролетающими высоко самолетами с Раменского аэродрома. Иногда со стороны Песков раздается сирена, и через несколько минут слышится взрыв. Взрывают какую-то породу.
Планируется расширение поселка, постройка новых дач. Неплохо снять дачу с видом на Ж.Д. Правда, я предпочел бы домик напротив какой-нибудь тепловозной ветки – под Шаховской, например. Приятно, знаете ли, просыпаться под волнительные гудки и свист тепловозных дизелей.
Пока здесь очень маленький пассажиропоток, редкая электричка делает остановку. Места здесь удобные для съемки – небольшие холмики над линией, с которых удобно брать состав «в прицел» фотообъектива. Напомню, что движение на линии Москва - Рязань – левостороннее. Пока ждал заветных боингов, мимо пронеслось несчетное количество представителей электротяги. Прошли и пара БТСовских составов, под ВЛ10К и ВЛ10У. В последнее время эти поезда нередко ведут электровозами до Волоколамска Ржевского направления, где подают обычный зеленый 2ТЭ116. Объясняется это не столько небольшим количеством тепловозов у БТС, сколько их состоянием. Пестрые «боинги» сильно убитые, хоть и многим из них всего 5-6 лет. Представьте сами – тепловозы эти возят поезда на огромном расстоянии – от Рязани до Новосокольников, и далее, в Прибалтику. Прибавьте сюда низкое качество ремонта (современная особенность Октябрьской дороги, и в частности, депо В.Луки). Один машинист сказал мне однажды, что он скорее согласится ехать на «зеленом» 2ТЭ116 какого-нибудь 1975 г. выпуска, чем на этой цветной машине номеров 1700-1724. Так, мощность, снимаемая с Главного генератора, у этих обычно колеблется в пределах 600-800 кВт (!) вместо положенных 2200. Таким тепловозам в пору ежегодно делать КР. Вернемся в Конев бор. Вот вернулся кремовый ЭД4М в направлении Москвы, пролетели с небольшим интервалом двухсистемники-ЭП10 с Воронежскими экспрессами. Позже проследовал ВЛ11, приписке которого я был малость удивлен. Свердловская дорога, Пермь-2! Вон аж, откуда загнали на МЖД! Правда, летом того же года я встретил на БМО аналогичную машину с Западно-Сибирской магистрали, депо Тайга. Чего только не увидишь на РЖД… Основная тяговая сила здесь - мало интересующие меня постоянники: ВЛ10 всех индексов, и ЧС2К. О последних и говорить много не хочу. За неимением нового взяли выработавших ресурс «старичков» ЧС2, провели капитально-восстановительный ремонт КВР (иногда именуемый МЛП.) с изменением формы кабины (а-ля ЧС7), установкой бортовых компьютеров и различных наворотов. Машина получилась гораздо хуже, чем до «омоложения». Одни из самых существенных недостатков этого «пепелаца» – плохо отапливаемые кабины и … отсутствие туалета. Ничего еще, если бригада находится в поездке часа три, а если больше?.. ВЛ10. Массивные дредноуты, железные бегемоты. Конечно, они за свой век много тонн груза перевезли (и еще перевезут), но все же, очень сильно устарели. Да и по ряду показателей: как-то, комфорт локомотивной бригады, плавность хода, «выльники» всегда оставляли желать лучшего. В этом они проигрывают 2ТЭ116. Если на боинге после 250 км пути по словам бывалых машинистов «есть желание теще огород вскопать», то на ВЛ (и ВЛ10,11, и переменниках ВЛ80) бригадам уже после 160 км работы становится тяжело. А комфорт работы машинистов – отнюдь не последнее, что влияет на безопасность движения. На ВЛ узкая кабина, причем на электровозах постоянного тока значительное пространство занимает «бадья» контроллера с двумя ручками сверху. ВЛ10К (ВЛ10, прошедшие КВР) получили более удобный пульт, но с одним существенным недостатком – кнопочным набором позиций вместо штурвального. Кажется, в последние годы от кнопок отказываются, устанавливая удобную рукоятку. В общем, самыми комфортными электровозами на наших дорогах были и остаются ЧС, произведенные в некогда братской Чехословакии и не имеющими самодеятельных наворотов, как ЧС2К. А о большинстве представителей электротяги отечественного производства, даже относительно новых, я слышал в этом плане немало негативного. Так, некоторые машинисты описывают изделия, выпускаемые «НЭВЗ», одной фразой: «Наши электровозы вас замучают». Правда, электровозы ВЛ10 Тбилисского завода (ТЭВЗ), в работе похуже новочеркасских….
Однако ситуация, похоже, меняется. У отечественных производителей есть современные разработки. Заводом в Верхней Пышме, что на Урале, начат выпуск новых усовершенствованных электровозов-«грузовиков», 2ЭС6К. Недавно построен новейший 2ЭС10 с асинхронным приводом. У этих машин все – и плавность хода, и удобство расположения оборудования – на высоте. Просторная кабина, удобный пульт с мониторами и джойстиками, которые нравятся машинистам. К хорошему быстро привыкаешь. Некоторым товарищам не нравится внешний дизайн уральских электровозов, однако по ряду важнейших показателей, в том числе комфорту езды сделан большой шаг вперед. Пока новые машины работают только на Свердловской магистрали. Но, хочется верить, что когда-нибудь мы увидим их не только в тайге и пересекающими с тяжеловесами каменный пояс Уральских гор, но и среди подмосковных берез и кленов.
Вечерело. «Боингов» все не было, следовало подумать о возвращении, поскольку в ноябре темнеть начинает рано. Подходя к платформе, я услыхал гул турбин – в небе проходил военно-транспортный Ил-76 – гордость советской авиации. С удовольствием заснял его… И тут на горизонте, со стороны Песков показался красно-зеленый силуэт. Через некоторое время он превратился в 2М62У депо Рязань. Что ж, хоть и сравнительно маломощный, а все же – магистральный тепловоз. 2М62У-0014 тащил порожние платформы. Рязанские машинисты смотрели на меня с любопытством. Кажется, когда-то этот тепловоз (0014) работал в Москве, в депо Лихоборы. Спустя несколько минут с той же стороны появились машины, которые я ждал с самого начала моего выезда. К платформе приближалась сплотка из двух БТСовских 2ТЭ116-1704, 1718. Вскоре два гиганта с высокой крышей, «рогами» над кабинами, отрицательно наклоненными лобовыми стеклами и низким (подкабинным) расположением прожектора гордо проплыли мимо меня. Горб на крыше у них двойной – под передним – жалюзи ЭДТ. Правда, на большинстве октябрьских 2ТЭ116 последних выпусков ЭДТ разукомплектован. Техсостояние машин в целом, как я уже говорил, скорее всего, оставляет желать лучшего. Но все, же, как красивы, как грациозны эти дизельные гиганты. Повышенная любовь к тепловозам объясняет не только большая, по сравнению с выльниками, грациозность. Тепловоз автономен, он пройдет везде, где уложены пути. А по словам машинистов-тепловозников, работая в автономной тяге приобретаешь огромный опыт, больший, чем работая в тяге электрической. Чего стоят одни лишь устранения неисправностей в силовой установке, которых во время поездки может возникнуть немало. «Боинги» попрощались со мной, сверкнув хвостовым красным огнем на горизонте. Показался электропоезд на Москву. Однако ярко-зеленый ЭД4М пролетел Конев Бор без остановки. Помощник машиниста с ухмылкой так посмотрел на меня – дескать, жди другого поезда. А ждать следовало больше часа, и я решил пройти до Песков. Пока шел, мимо в сторону Рязани прошел состав, где за ведущим ВЛ10, блестела желтым какая-то громадина. Громадина оказалась маневрово-вывозным тепловозом Людиновского завода ТЭМ7А-0341 – героем ЭКСПО-2009, транспортировавшимся в холодном состоянии. Интересно, куда его переправляли? А уже в Песках, перед прибытием московской электрички, проехал нефтеналивной состав БТС – и вновь под ВЛ10! В столицу вернулся я уже затемно.А.Егоров
Планируется расширение поселка, постройка новых дач. Неплохо снять дачу с видом на Ж.Д. Правда, я предпочел бы домик напротив какой-нибудь тепловозной ветки – под Шаховской, например. Приятно, знаете ли, просыпаться под волнительные гудки и свист тепловозных дизелей.
Пока здесь очень маленький пассажиропоток, редкая электричка делает остановку. Места здесь удобные для съемки – небольшие холмики над линией, с которых удобно брать состав «в прицел» фотообъектива. Напомню, что движение на линии Москва - Рязань – левостороннее. Пока ждал заветных боингов, мимо пронеслось несчетное количество представителей электротяги. Прошли и пара БТСовских составов, под ВЛ10К и ВЛ10У. В последнее время эти поезда нередко ведут электровозами до Волоколамска Ржевского направления, где подают обычный зеленый 2ТЭ116. Объясняется это не столько небольшим количеством тепловозов у БТС, сколько их состоянием. Пестрые «боинги» сильно убитые, хоть и многим из них всего 5-6 лет. Представьте сами – тепловозы эти возят поезда на огромном расстоянии – от Рязани до Новосокольников, и далее, в Прибалтику. Прибавьте сюда низкое качество ремонта (современная особенность Октябрьской дороги, и в частности, депо В.Луки). Один машинист сказал мне однажды, что он скорее согласится ехать на «зеленом» 2ТЭ116 какого-нибудь 1975 г. выпуска, чем на этой цветной машине номеров 1700-1724. Так, мощность, снимаемая с Главного генератора, у этих обычно колеблется в пределах 600-800 кВт (!) вместо положенных 2200. Таким тепловозам в пору ежегодно делать КР. Вернемся в Конев бор. Вот вернулся кремовый ЭД4М в направлении Москвы, пролетели с небольшим интервалом двухсистемники-ЭП10 с Воронежскими экспрессами. Позже проследовал ВЛ11, приписке которого я был малость удивлен. Свердловская дорога, Пермь-2! Вон аж, откуда загнали на МЖД! Правда, летом того же года я встретил на БМО аналогичную машину с Западно-Сибирской магистрали, депо Тайга. Чего только не увидишь на РЖД… Основная тяговая сила здесь - мало интересующие меня постоянники: ВЛ10 всех индексов, и ЧС2К. О последних и говорить много не хочу. За неимением нового взяли выработавших ресурс «старичков» ЧС2, провели капитально-восстановительный ремонт КВР (иногда именуемый МЛП.) с изменением формы кабины (а-ля ЧС7), установкой бортовых компьютеров и различных наворотов. Машина получилась гораздо хуже, чем до «омоложения». Одни из самых существенных недостатков этого «пепелаца» – плохо отапливаемые кабины и … отсутствие туалета. Ничего еще, если бригада находится в поездке часа три, а если больше?.. ВЛ10. Массивные дредноуты, железные бегемоты. Конечно, они за свой век много тонн груза перевезли (и еще перевезут), но все же, очень сильно устарели. Да и по ряду показателей: как-то, комфорт локомотивной бригады, плавность хода, «выльники» всегда оставляли желать лучшего. В этом они проигрывают 2ТЭ116. Если на боинге после 250 км пути по словам бывалых машинистов «есть желание теще огород вскопать», то на ВЛ (и ВЛ10,11, и переменниках ВЛ80) бригадам уже после 160 км работы становится тяжело. А комфорт работы машинистов – отнюдь не последнее, что влияет на безопасность движения. На ВЛ узкая кабина, причем на электровозах постоянного тока значительное пространство занимает «бадья» контроллера с двумя ручками сверху. ВЛ10К (ВЛ10, прошедшие КВР) получили более удобный пульт, но с одним существенным недостатком – кнопочным набором позиций вместо штурвального. Кажется, в последние годы от кнопок отказываются, устанавливая удобную рукоятку. В общем, самыми комфортными электровозами на наших дорогах были и остаются ЧС, произведенные в некогда братской Чехословакии и не имеющими самодеятельных наворотов, как ЧС2К. А о большинстве представителей электротяги отечественного производства, даже относительно новых, я слышал в этом плане немало негативного. Так, некоторые машинисты описывают изделия, выпускаемые «НЭВЗ», одной фразой: «Наши электровозы вас замучают». Правда, электровозы ВЛ10 Тбилисского завода (ТЭВЗ), в работе похуже новочеркасских….
Однако ситуация, похоже, меняется. У отечественных производителей есть современные разработки. Заводом в Верхней Пышме, что на Урале, начат выпуск новых усовершенствованных электровозов-«грузовиков», 2ЭС6К. Недавно построен новейший 2ЭС10 с асинхронным приводом. У этих машин все – и плавность хода, и удобство расположения оборудования – на высоте. Просторная кабина, удобный пульт с мониторами и джойстиками, которые нравятся машинистам. К хорошему быстро привыкаешь. Некоторым товарищам не нравится внешний дизайн уральских электровозов, однако по ряду важнейших показателей, в том числе комфорту езды сделан большой шаг вперед. Пока новые машины работают только на Свердловской магистрали. Но, хочется верить, что когда-нибудь мы увидим их не только в тайге и пересекающими с тяжеловесами каменный пояс Уральских гор, но и среди подмосковных берез и кленов.
Вечерело. «Боингов» все не было, следовало подумать о возвращении, поскольку в ноябре темнеть начинает рано. Подходя к платформе, я услыхал гул турбин – в небе проходил военно-транспортный Ил-76 – гордость советской авиации. С удовольствием заснял его… И тут на горизонте, со стороны Песков показался красно-зеленый силуэт. Через некоторое время он превратился в 2М62У депо Рязань. Что ж, хоть и сравнительно маломощный, а все же – магистральный тепловоз. 2М62У-0014 тащил порожние платформы. Рязанские машинисты смотрели на меня с любопытством. Кажется, когда-то этот тепловоз (0014) работал в Москве, в депо Лихоборы. Спустя несколько минут с той же стороны появились машины, которые я ждал с самого начала моего выезда. К платформе приближалась сплотка из двух БТСовских 2ТЭ116-1704, 1718. Вскоре два гиганта с высокой крышей, «рогами» над кабинами, отрицательно наклоненными лобовыми стеклами и низким (подкабинным) расположением прожектора гордо проплыли мимо меня. Горб на крыше у них двойной – под передним – жалюзи ЭДТ. Правда, на большинстве октябрьских 2ТЭ116 последних выпусков ЭДТ разукомплектован. Техсостояние машин в целом, как я уже говорил, скорее всего, оставляет желать лучшего. Но все, же, как красивы, как грациозны эти дизельные гиганты. Повышенная любовь к тепловозам объясняет не только большая, по сравнению с выльниками, грациозность. Тепловоз автономен, он пройдет везде, где уложены пути. А по словам машинистов-тепловозников, работая в автономной тяге приобретаешь огромный опыт, больший, чем работая в тяге электрической. Чего стоят одни лишь устранения неисправностей в силовой установке, которых во время поездки может возникнуть немало. «Боинги» попрощались со мной, сверкнув хвостовым красным огнем на горизонте. Показался электропоезд на Москву. Однако ярко-зеленый ЭД4М пролетел Конев Бор без остановки. Помощник машиниста с ухмылкой так посмотрел на меня – дескать, жди другого поезда. А ждать следовало больше часа, и я решил пройти до Песков. Пока шел, мимо в сторону Рязани прошел состав, где за ведущим ВЛ10, блестела желтым какая-то громадина. Громадина оказалась маневрово-вывозным тепловозом Людиновского завода ТЭМ7А-0341 – героем ЭКСПО-2009, транспортировавшимся в холодном состоянии. Интересно, куда его переправляли? А уже в Песках, перед прибытием московской электрички, проехал нефтеналивной состав БТС – и вновь под ВЛ10! В столицу вернулся я уже затемно.А.Егоров