ЮГО-ВОСТОЧНАЯ САГА. РТИЩЕВО
- ЮГО-ВОСТОЧНАЯ САГА. РТИЩЕВОЮГО-ВОСТОЧНАЯ САГА. РТИЩЕВОРомантика железных дорог - это на всю жизнь. Можно до бесконечности проникать в этот загадочный мир, посещая как доселе неизведанные станции и перегоны, так и продолжать изучение уже знакомых мест, открывая для себя все новые и новые тайны. В начале июля 2011 г. я собрался в поездку на Юго-Восточную магистраль. В плане были уже знакомое мне Ртищево, совершенно новое для меня депо Балашов, расположенное на широтном ходу Пенза - Валуйки, а также Поворино. Следуя в направлении Волгограда, я десятки раз проезжал эту станцию, а в самом депо еще ни разу не был. Сроки поездки заранее не определялись, все вышло как-то спонтанно. Удалось достать билет на поезд 017 «Москва – Саратов», прибывающий в Ртищево в 8 05. Все сравнительно дешевые плацкарты были раскуплены заранее, были только купейные верхние. В отличие от фирменного поезда №9, вагоны в «семнадцатом» старые, аммендорфовские, с естественной вентиляцией через широко открытые окна. Многие из них не закрываются. Хорошо, что «семнадцатый» не задерживается подолгу днем на промежуточных станциях, иначе пассажиры просто бы изнывали от жары. А от дождя и ночного холода можно защититься лишь с помощью резиновой створки, сдвигаемой сверху вниз. Год назад такая створка не помогла, и наше купе здорово продуло. В этот раз защита оказалась надежнее. Подобные вагоны составляют основу парка в России и сопредельных государствах. Новых вагонов, производящихся на Тверском заводе, оснащенных современными кондиционерами и прочими удобствами, пока недостаточно.4 июля вечером шли дожди. Когда наш поезд подъезжал к станции Узуново, где происходит смена напряжения в Контактной сети, небо немного прояснилось. В Узуново напротив ПТО стояло несколько ЭП1М, среди них совсем новые «шестьсот восьмидесятых» номеров. В последние годы НЭВЗ увеличил темпы производства электровозов, но, в ущерб качеству… В начале четвертого ночи подъезжаем к Мичуринску. Рядом – крупная станция Кочетовка. Здесь скапливается большое число товарняков, следующих в разных направлениях. На одном из дальних путей замечаю ярко-желтый восьмиосный гигант ТЭМ7А – самый мощный маневровый локомотив. Благодаря мощному дизелю (2Д49) и значительному сцепному весу этот тепловоз легко затаскивает на сортировочные горки тяжелые составы. Новые ТЭМ7А Людиновского завода в последнее время поступали на Московскую, Юго-Восточную, Приволжскую, Северо-Кавказскую и некоторые другие дороги. Кочетовка получила эти машины в конце 2010 года. Сейчас в депо кроме этих тепловозов и ЧМЭ3 больше ничего нет. А когда-то здесь был большой приписной парк, включавший ВЛ80С, Т и 2ТЭ116. В Кочетовке выполнялись все виды текущего ремонта. А в 1999 г. на предприятии начались значительные сокращения: сначала забрали электровозы, передислоцировав их в Лиски и Елец. Затем добрались и до тепловозов: 2ТЭ116 передали в Ртищево-II. Ремонтную базу закрыли, передали ПМС. Сейчас Кочетовка – эксплуатационное депо (ТЧЭ-12) с филиалом в Мичуринске (ТЧЦЭ-12). Локомотивные бригады остались: они ездят по тем же маршрутам, что и раньше, но уже на «чужих» машинах. У станции Кочетовка-V находится крупный ПТОЛ, здесь же осуществляется явка машинистов. Электровозники работают с грузовыми поездами на участках Кочетовка – Рыбное, Кочетовка – Отрожка, а тепловозники обслуживают направления Кочетовка – Ртищево, Кочетовка – Тамбов – Обловка (станция на линии Тамбов - Балашов). Есть еще у них направление Мичуринск – Раненбург – Лев Толстой, часть которого (до Раненбурга) электрифицировано.В Мичуринске в депо ТЧР-11 выполняется ремонт маневровых тепловозов. Когда-то депо Мичуринск имело свой парк ЧС4Т, сейчас местные локомотивные бригады пассажирского движения ездят на электровозах депо Россошь, а также на локомотивах с Северо-Кавказской дороги. Обслуживаемые участки – Мичуринск – Узуново, Мичуринск – Рязань-2, Мичуринск – Воронеж-1, Мичуринск – Россошь. Подвижной состав – ЧС4Т, ЭП1М, ЧС8. В 2008 г. из состава депо Мичуринск было выделено моторвагонное депо. Оно обслуживает пригородное движение на направлениях Рязань – Мичуринск – Грязи – Воронеж. Эксплуатируемые электропоезда – ЭД9М, ЭД9Т, ЭР9ПК.На станции Мичуринск – Уральский происходит смена тяги у поездов, следующих в направлении Саратова. Здесь к нашему поезду подали ртищевский ТЭП70БС-097. Улучшенные коломенские тепловозы хорошо зарекомендовали себя на стальных магистралях. Завод продолжает их выпуск, на июль 2011 г. ТЭП70БС было выпущено уже порядка 150. Немало машин этой серии поступило в депо Ртищево Юго-Восточной дороги. Недавно депо отметило 140-летие. Когда-то Ртищево относилось к Рязано-Уральской дороге. После укрупнения 1953 года Рязано-Уральскую дорогу объединяют со Сталинградской, образуется Приволжская дорога. Ртищево в течение пяти лет находится в составе ЮВЖД, но в 1958 году передается в состав Приволжской магистрали. 10 июня 1956 года в депо поступает первый тепловоз ТЭ3-021. Уже на другой день, 11 июня, бригада в составе машиниста Корчма и помощника Фролова на этом тепловозе провела от Ртищева до Пензы состав на 900 т выше по весу, чем с паровозами. Новая техника начинает вытеснять паровозы. Позже, в депо поступали более мощные 2ТЭ10Л и 2ТЭ10В, ртищевские машинисты ездили на них с грузовыми поездами до Аткарска в восточном направлении и до Кирсанова – в западном. Пассажирское движение осуществлялось саратовскими ТЭП60 и 2ТЭП60 на всем расстоянии от Саратова до Мичуринска. По станции Ртищево менялись локомотивные бригады. Позже участок от Саратова до Ртищева электрифицировали. Он обслуживается саратовскими электровозами. В середине восьмидесятых Ртищево перешло в состав Юго-Восточной магистрали, одной из первых освоившей тепловозы 2ТЭ116. С 1985 года эти машины получили прописку в депо Ртищево. На них осуществляется поездная работа на двухпутном участке Ртищево – Мичуринск протяженностью примерно 260 км. После ликвидации в начале 2000 г.г. основного депо Кочетовка весь парк 2ТЭ116 оттуда, как я уже писал, перешел в Ртищево. На станции Ртищево-I находится старое депо, веерного типа. Здесь обслуживаются ЧМЭ3. Расположено оно рядом с вокзалом. Здесь же стоят несколько паровозов серии Л. Новое депо, обслуживающее магистральные тепловозы 2ТЭ116, ТЭП70, ТЭП70БС, расположено у станции Ртищево-II. После раздела на ремонт и эксплуатацию в Ртищево действует два депо - эксплуатационное ТЧЭ-2 и ремонтное ТЧР-18. Цеха располагаются там же, где и раньше. Здесь выполняются все виды техобслуживаний и текущего ремонта (кроме подъемочного).Депо также обслуживает широтный ход Пенза – Ртищево - Балашов – Поворино – Лиски. Это грузонапряженное направление электрифицировано в шестидесятые годы прошлого столетия. Эксплуатация электровозов началась здесь летом 1965 года. Сначала машинисты – «электровозники» во главе с ТЧМИ Востриковым проходили обкатку в депо Россошь, затем на участке Ртищево – Колышлей. 14 декабря 1965 г. первые поезда под электровозами ВЛ60 пошли в сторону Колышлея. 27 декабря прошел первый электровоз по участку Ртищево – Пенза, 29 декабря – по участку Ртищево – Поворино. ВЛ60 работали также по системе многих единиц, таская поезда весом 3500-4000 т. Доработку электровозов для работы по системе многих единиц проводили собственными силами. В 1966 году ВЛ60 заменили на более надежные ВЛ60К (с кремниевыми выпрямителями). В разное время здесь эксплуатировались электровозы ВЛ60к, ВЛ80к, т, с. Восьмиосные ВЛ80к начали поступать в депо в феврале 1967 года. Внедрение более мощных электровозов позволило увеличить скорость и массу поездов. ВЛ60к постепенно передали в Балашов. Позже в Ртищево пришли более совершенные ВЛ80Т, а в 1980-е годы - ВЛ80С. Сейчас здесь основные электровозы – ВЛ80С, работающие по системе многих единиц. Ртищевские машинисты водят на них грузовые поезда весом 4000 – 6000 тонн по участкам Ртищево – Пенза, Ртищево – Поворино. В девяностые годы весь парк грузовых электровозов ЮВЖД приписали к двум депо – Лиски и Елец. Таким образом, Ртищево лишилось своего электровозного парка, а локомотивные бригады невольно превратились в «наездников». На участке Ртищево - Кочетовка проходили обкатку тепловозы 2ТЭ25К-0001 и 2ТЭ70-001. Последний успешно таскал составы массой 6000 т двумя секциями, тогда как старые серийные тепловозы (2ТЭ116) при здешнем непростом профиле для работы с такими поездами соединяют в три и в четыре секции.Часть местных тепловозов 2ТЭ116 модернизированы: установлены усовершенствованные дизели, система УСТА управления электропередачей, и система поосного регулирования силы тяги. Такие машины получили индекс «2ТЭ116К». В середине прошлого десятилетия в депо эксплуатировался 2ТЭ116КМ-1135. Этот локомотив прошел еще более глубокую модернизацию на Воронежском ТРЗ с установкой нового дизеля повышенной мощности – 3600 л.с. (2650 кВт), реостатного тормоза, поосного регулирования, усовершенствованной микропроцессорной системы управления. Тепловоз был отставлен от работы по причине отсутствия запчастей. Так, тяговые двигатели на нем столь уникальны, что после отказа нескольких ТЭД не удалось найти замену. В ходе эксплуатации и 2ТЭ116КМ-1135, и 2ТЭ116К выявились некоторые недостатки. Один из них – теснота кабины после установки нового пульта. Выпускаемые с 2007 года серийно Луганским тепловозостроительным заводом 2ТЭ116У имеют более просторную кабину. Их мощность и сила тяги – как у 2ТЭ116КМ, а оборудование лучше доведено. Однако на Юго-Восточную дорогу такие машины не поступают… Ртищевские машинисты-тепловозники обслуживают грузовое и пассажирское движение. Причем многие бригады работают и с грузовыми, и с пассажирскими поездами. До Мичуринска такая бригада едет, допустим, с пассажирским составом. После отдыха их могут вызвать в Кочетовку и направить в Ртищево с товарняком. Долгие годы 2ТЭ116 были здесь (как и на всей ЮВЖД) единственным типом магистральных тепловозов. Они использовались и в пассажирской работе. При этом, чтобы выдержать время хода, ездить приходилось на максимальной (конструкционной) скорости - 100 км/ч. Последствиями такой езды были серьезные поломки: летели моторно-осевые подшипники, разрушались тяговые редуктора. Это было характерно как для участка Ртищево - Мичуринск, так и Поворино - Грязи, где скорости движения пассажирских поездов также высоки. 2ТЭ116 – грузовой локомотив, рассчитанный на длительную работу со скоростями, не превышающими 80 км/ч. В 2003 на дорогу начали массово поступать скоростные ТЭП70. Ртищево первым на дороге получило и обкатало эти машины. С появлением «семидесяток» скоростная проблема пассажирского движения была решена. Летом 2006 года в Ртищево начали поступать еще более совершенные тепловозы – ТЭП70БС. Машинисты полюбили этот локомотив за его комфорт и современную систему управления, облегчающую их нелегкий труд. Сейчас практически вся пассажирская работа на участке Ртищево – Мичуринск осуществляется БСами. Большое число усовершенствованных тепловозов поступило в депо в 2009, 2010 и 2011 годах. По состоянию на июль 2011 года в депо самый ранний ТЭП70БС – 013, самый поздний – 149. По сравнению с ТЭП70БС-013 – 019 на более поздних машинах внедрен ряд усовершенствований. Например, стала лучше звукоизоляция. Теперь она не хуже, чем на 2ТЭ116. Обычные ТЭП70 Ртищево направляет в Поворино и Тамбов, где на них работают местные бригады. Некоторые «семидесятки» переданы в Елец. А что же с грузовыми тепловозами? Они на дороге по-прежнему, советской постройки, многим из них двадцать пять и более лет. Возраст, предельный для автономных локомотивов. Несмотря на это, 2ТЭ116 пока справляются со своей работой. Новых пока не обещают. В Ртищево, и на всей ЮВЖД в целом, сохранить подвижной состав в нормальном состоянии удается благодаря персоналам депо, костяк которых составляют специалисты старой закалки, большие профессионалы своего дела. Опытные ремонтники грамотно готовят тепловозы к поездкам, а машинисты водят поезда по дороге с непростым профилем и тяговыми плечами в 250 – 300 км, при этом экономя топливо. Многие машинисты Юго-Восточной дороги награждены почетными знаками за «1000000 км безаварийного пробега». В последние годы, благодаря усилиям специалистов дороги, улучшилось состояние тепловозов. 2ТЭ116 Юго-Восточной – одни из лучших на сети по техническому состоянию. Некоторые из них передают во временную эксплуатацию на Октябрьскую магистраль, где ситуация с ремонтом подвижного состава оставляет желать лучшего. Правда, назад эти машины возвращаются, как правило, изрядно поломанными. Специалистам ЮВЖД заново приходится их восстанавливать…Используемая литература. С.Еремеева. "Ртищево. На широтном ходу". Москва, 2008 г.А. Егоров